В федеральном университете появляются новые направления подготовки
Двое выпускников Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины Казанского федерального университета 2012 года – волейболист Алексей Обмочаев и легкоатлетка Юлия Зарипова – нынче блестяще представили в Лондоне олимпийскую сборную России. Директор института, кандидат педагогических наук Искандер Галеев убежден: новый этап развития его подразделения позволит готовить и других спортсменов высокого класса. Об истории и перспективах института он рассказал нашему корреспонденту.
– Искандер Шамильевич, как в составе Казанского федерального университета появился Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины?
– Свое начало мы ведем от факультета физического воспитания, открытого в Казанском педагогическом институте еще в 1949 году. Затем это был факультет физической культуры, потом физкультурного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, а при объединении ТГГПУ и ряда других вузов в федеральный университет было принято решение создать наш институт. Теперь мы заметно расширяем такой профиль подготовки, как физическая культура и спорт, готовим больше тренеров, преподавателей спортивных учреждений. Вместе с этим в нашем названии появились слова «восстановительная медицина».
– Это для вас совершенно новое направление?
– Нет, медико-биологический блок всегда присутствовал в наших учебных планах. Студенты изучали и лечебную физкультуру, и массаж, и спортивную медицину, и гигиену. Другое дело, что подготовка спортивных врачей как таковая сегодня нигде не ведется. Есть в медуниверситете кафедра восстановительной медицины, но чисто спортивных врачей никто не готовит. Как правило, в спортивных командах работают или медики, специализирующиеся на спорте, или спортсмены, имеющие физкультурное образование и получившие второе высшее медицинское образование.
Мы же предполагаем приглашать к себе на учебу выпускников медколледжей, которым предполагаем дать высшее физкультурное образование, тогда действительно получится специалист по восстановительной медицине, который будет изнутри знать проблемы травм, внутреннего физиологического состояния организма в той или иной степени нагрузки. Планируем готовить специалистов в области восстановительной медицины.
Будем привлекать и абитуриентов из числа выпускников педколледжей республики, которых готовят по специализации «Адаптив-
ная физическая культура». Ранее этого профиля у нас не было, но сейчас разработаны все учебные программы, думаем, что после их утверждения, в 2013 году, объявим прием. Адаптивная физическая культура сегодня очень важна как социальное направление. Мы предполагаем охватить лиц с ограниченным состоянием здоровья. Причем планируем обучать как здоровых людей для работы с инвалидами, так и принять группу из числа инвалидов, имеющих возможность организовывать занятия физической культурой с людьми с ограниченными возможностями. Связываем большие надежды и с подготовкой спортсменов к паралимпийским играм.
– В Казани создана Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма. Получается, что это ваши конкуренты?
– В какой-то степени – конечно. Но сегодня каждый из нас ищет своего абитуриента, своего студента. У нас, например, в этом году был приличный конкурс – около четырех человек на место.
– Факультет физической культуры в пединституте готовил учителей соответствующего профиля для средних школ. Не пострадает ли это направление, раз вы такой упор делаете на спорт и адаптивную подготовку?
– Нет, мы, как и всегда, готовим специалистов для средних образовательных учреждений. У нас есть пятилетний бакалавриат, где выпускник получает сразу две специальности – он сможет вести в школе и физкультуру, и безопасность жизнедеятельности. Это очень важно, поскольку нагрузка и зарплата у таких педагогов небольшая, если вести предметы по отдельности.
– От институтов в составе федерального университета требуют и определенных научных достижений…
– Чтобы правильно подготовить специалиста, будь он учителем, тренером или работником в области адаптивной физкультуры, необходимы научные разработки и исследования. На протяжении всей истории нашего института, а ранее факультета, образовательный процесс сопровождался глубокими научными исследованиями в области физиологии спорта. Сегодня у нас работают двенадцать профессоров и докторов наук, остепененность профессорско-преподавательского состава – 92,7 процента, это очень высокий показатель. Действуют научные школы профессоров Рината Абзаловича Абзалова и Фарида Габдулхаковича Ситдикова. При институте функционирует диссертационный совет, который присваивает ученые степени кандидата и доктора биологических наук.
В этом году уже в одиннадцатый раз на базе нашего института проводилась международная научно-практическая конференция по физиологии физических упражнений, где рассматривались вопросы адаптации человеческого организма, в том числе подрастающего, к физическим, умственным и психологическим нагрузкам. Было серьезное международное представительство, приехали ученые из восьми стран – у нас большие международные связи. Хорошо был представлен Московский государственный университет. Могу заметить, что в этом году подписан договор о сотрудничестве с факультетом фундаментальной медицины МГУ.
Научная работа у нас проходит не только в области физиологии. Мы занимаемся и вопросами педагогики, психологии спорта, стараемся планомерно сочетать научную деятельность, потребности общеобразовательных школ и наши возможности в подготовке спортсменов высокого класса.
– Как проходит интеграция института в федеральный университет? Влились ли в ваш состав профильные кафедры КГУ, других вузов?
– Период объединения практически закончился. Вузовские кафедры физвоспитания, которые проводят занятия физкультурой со студентами, сначала были в полном составе переданы нам. Но сейчас они выведены из состава нашего института и объединены в одну кафедру физического воспитания и спорта. Так что мы сегодня занимаемся только образовательным процессом, подготовкой специалистов, а вся спортивно-массовая, оздоровительная работа со студентами возложена на общеуниверситетскую кафедру физической культуры и спорта.
Спортивные сооружения также выведены из состава нашего института. Создана специальная дирекция спортсооружений КФУ «Универсиада-2013», которая занимается обслуживанием спортивной базы федерального университета. Наши занятия, конечно, проходят в этих комплексах, тут проблем нет, а все оставшееся время в спортивных залах дирекция на платной основе предлагает населению, сотрудникам и сторонним организациям. Сейчас такое время, что нужно зарабатывать дополнительные средства.
Территориально мы теперь находимся в Казани на улице Левобулачной, 44. Хотя с 1949 до 2010 года располагались на Карла Маркса, 74. Конечно, в старом здании нам удобнее было заниматься и учиться, но решение руководства не обсуждается. Тем более что и здесь, в центре города, у нас достойные условия.
– Как обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников?
– Более восьмидесяти процентов из них трудятся по специальности. Сегодня ведь практически со второго курса все студенты начинают работать. И мы стараемся, чтобы они при этом выбирали именно ту сферу, где получают специальность. Если их со второго-третьего курса направить в школу, в детско-юношескую спортивную школу, какой-то центр дополнительного образования, они обретают психологическую уверенность в своих силах и становятся для детей авторитетными наставниками. Дети называют их по имени-отчеству, видят в них больших специалистов. Попавшему в такую среду бывает психологически очень сложно уйти, бросить детей. Так что стараемся «втянуть» нашего студента в педагогическую орбиту, чтобы он почувствовал вкус этой работы – тяжелой, но благодарной.
Хотел бы также сказать, что у нас успешно развиваются курсы профессиональной переподготовки людей, имеющих высшее нефизкультурное образование. Ровно через год (а набор уже идет, и начало занятий в октябре) выпускники курсов получат государственный диплом о профессиональной переподготовке в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности.