Детский сад: альтернатива уместна

Одним из направлений татарстанской программы «Бэлэкэч» является поиск альтернативных решений устройства детей в детские сады. В частности, много говорится о государственно-частном партнерстве и семейных детских садах. Обе эти формы в республике в последние годы развиваются весьма успешно.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Одним из направлений татарстанской программы «Бэлэкэч» является поиск альтернативных решений устройства детей в детские сады. В частности, много говорится о государственно-частном партнерстве и семейных детских садах. Обе эти формы в республике в последние годы развиваются весьма успешно.

В детском саду – как дома

По образованию жительница Арска Гульнара Шакирова – учитель. Так получилось, что осталась без работы. Поскольку у Гульнары маленький ребенок, в местном управлении образования ей предложили открыть семейный детский сад. Теперь кроме двухлетней дочки Гульнара каждый день занимается еще пятью приходящими малышами. Нянечкой на полставки у нее работает соседка, которая тоже водит сюда своего ребенка. Муж идею Гульнары поддержал и даже помог подготовить однокомнатную квартиру, купленную, кстати, на средства материнского капитала, – переоборудовал ванную комнату, установил лампы дневного освещения… Методическую помощь Шакировой оказывает один из арских детских садов, к которому ее «прикрепили». Из садика у нее мебель, постельное белье, игрушки, отсюда же доставляется еда. На физкультурные и музыкальные занятия детей опять же водят в общие группы.

Гульнара считает, что такая форма устройства детей выгодна всем: у нее есть работа и социальные гарантии, соседским родителям не приходится ждать очереди в садик, а малыши получают усиленное внимание и практически индивидуальный подход: все-таки пять ребятишек – это не двадцать пять…

– Семейных детских садов в Арском районе сейчас девять, – говорит начальник управления образования местного исполкома Рина Бадриева. – Мы начали открывать их еще до программы «Бэлэкэч», но когда программу приняли, работать, конечно, стало легче – многие нормативно-правовые вопросы разрешились.

Как поясняет заместитель руководителя исполкома района по социальной работе Надия Мифтахутдинова, прежде чем приступить к созданию семейных детских садов, арчане изучали опыт других регионов – Москвы, Уфы, Владивостока. Но там в основном ориентируются на многодетные семьи – если у мамы трое и больше детей детсадовского возраста, ее оформляют воспитателем, прикрепляя к какому-нибудь детсаду­шефу. У мамы идет стаж, зарплата, а воспитанием она теперь занимается не как Бог на душу положит, а под руководством профессиональных педагогов.

Подобные семейные садики в Арском районе тоже есть, но все же преобладает форма, как в семье Шакировых, когда к своим детишкам добавляются приходящие.

Но, пожалуй, наиболее актуальна для Арска сегодня третья форма организации семейных детсадов – когда малыши приходят домой к педагогу. Детей в сельской местности становится все меньше, вот и закрываются малокомплектные детсады. А куда податься этим ребятишкам и воспитателю, подпадающему под сокращение? Если же педагог будет заниматься с детьми у себя дома, то и он остается при работе, и дети под присмотром, и государству польза, ведь хоть и оплачивает управление образования такому «надомнику» часть коммунальных услуг и домашний телефон, все равно, говорит Рина Бадриева, это выгоднее, чем содержать отдельное здание.

Всего в Татарстане, как рассказала нам ведущий советник отдела дошкольного образования республиканского Минобрнауки Эльвира Измайлова, сегодня действуют 35 детских садов. Все они являются структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Везде есть какие-то свои нюансы. В Заинском районе, скажем, есть опыт работы в подобных садиках с детьми-инвалидами. В крупных городах – Казани, Челнах – их обычно создают на базе многодетных семей, и когда старший ребенок идет в школу, садик закрывается – горожане, в отличие от сельчан, более склонны водить ребенка в официальное учреждение, чем в чужой дом.

Несмотря на очевидные плюсы подобной организации дошколят, есть у семейных детских садов и проблемы, и недостатки. О них недавно говорили на региональном семинаре в Арске, организованном республиканским Институтом развития образования (ИРО). Вот один из серьезных недостатков: хотя, по словам Рины Бадриевой, квартиры, где планируется принимать детей, сотрудники управления образования обязательно обследуют совместно с представителями Роспотребнадзора и пожарными инспекторами, все же механизм оценки помещений санитарно-эпидемиологической и противопожарной службами до конца не отработан. Другие минусы, названные в ходе семинара самими педагогами, – отсутствие у части родителей-воспитателей профильного образования (а ведь не в каждой ситуации побежишь за помощью в шефствующий детсад), ограниченный круг детей, не позволяющий говорить о полноценном воспитании в коллективе, и неполный состав педагогов, что ограничивает возможность дополнительных занятий – например, иностранным языком.

И все же плюсов участники семинара назвали больше. Ведь лучше маленький детсад в квартире, чем ребенок на попечении мамы-домохозяйки, у которой помимо него еще куча домашних обязанностей и проблем.

Лучше десяти кружков

«Государственно-частное партнерство как альтернативная технология развития дошкольного образования в Республике Татарстан» – так назывался уже всероссийский семинар, также прошедший этим летом в республике на базе Института развития образования (ИРО). Как нетрудно догадаться, речь шла о частных детских садах. До недавнего времени, вспоминает директор одного из первых таких детсадов в Татарстане Наталья Реснянская, официальная система образования о частниках в этой сфере и слышать не хотела. Право на свое существование приходилось отстаивать с боем – не было нормативной базы для работы, трудно было находить общий язык с проверяющими из санэпиднадзора и иже с ними. Но с появлением программы «Бэлэкэч» разговоры о необходимости дать родителям возможность выбора пошли на самом высоком государственном уровне: появилось понимание того, что частники могут реально помочь решить проблему нехватки мест в муниципальных учреждениях. И сегодня Татарстан в развитии подобных услуг сильно обогнал многие регионы России. Особенно радует учредителей подобных образовательных учреждений, что появилась возможность льготной аренды помещений на длительный срок, – сегодня под частные детские сады планируется отдавать первые этажи новостроек в рамках государственно-частного партнерства. И если до сих пор, по словам ведущего советника отдела дошкольного образования республиканского Минобрнауки Эльвиры Измайловой, в республике частных садиков было десять, и шесть из них – на первых этажах жилых домов, то в этом году в новостройках их планируется открыть еще шесть.

К слову, сегодня отношение к частным детским садам меняется не только у властей, но и у населения. Точнее, в народе оно начало меняться уже давно. Собственно, и сама Наталья Реснянская, открывая в 2002 году свою «Егозу», исходила из собственного опыта: очень уж не хотелось отдавать собственного ребенка в муниципальный сад – что это такое, она, поработав воспитателем, хорошо знала. Сегодня в частных образовательных учреждениях «Егоза» – их в Казани три – в группы принципиально не набирают больше 16 человек. Да, платить здесь приходится ощутимо больше, но за эти деньги ребенок получает не только индивидуальный подход, возможность заниматься с психологом и логопедом, но и массу дополнительных занятий, которые не надо отдельно оплачивать, – это и различные танцы, и спортивные секции, и подготовка к школе…

– Если подсчитать все расходы, то выясняется, что водить ребенка в частный детсад выгоднее, чем в обычный и еще во множество различных секций и кружков, – говорит заведующая отделом программ развития образования ИРО Лариса Иванова. – К тому же дети здесь практически не болеют, значит, мамам не приходится брать больничные.

– Не болеют они потому, что каждое утро врач осматривает детей, и кашляющего или сопливого малыша просто не пустят в группу, – рассказывает Лиана Корчагина, водившая сына в «Егозу». – Большое удобство для работающих мам и в том, что при необходимости ребенка можно раньше привести в садик и позже забрать, и он будет сидеть не с охранником, а в дежурной группе. Но главное, конечно, – я точно знала, что моего ребенка не оставят без внимания. Кроме всего прочего, их там учат общаться, разбирают все конфликты, родителям дают индивидуальные советы по воспитанию…

Не подумайте, что мы делаем «Егозе» рекламу. В этом садик не нуждается – здесь уже сейчас запись идет на год вперед. Просто, думается, сегодня и государство, и общество должны осознать, что бизнесом в чистом виде частные детские сады назвать трудно, тем более что и законодательно эти учреждения числятся в ранге некоммерческих организаций. Конечно, воспитатели здесь получают ощутимо больше коллег из муниципальных учреждений. Но ведь и работают совершенно по-другому: ситуацию, когда дети в группе предоставлены сами себе или оставлены на нянечку, а воспитатель в это время занят какими-то «своими делами», здесь даже представить трудно. При этом у частных воспитателей не идет педагогический стаж, им не положены льготы, на которые могут рассчитывать работники государственных образовательных учреждений. Кстати, набрать персонал в частный детсад, отмечает Наталья Реснянская, не так просто. Требования, которые она предъявляет к своим работникам, – высшее образование, любовь к детям и общие взгляды на образование и воспитание. Опыт работы со студентами педуниверситета показывает, что эти, казалось бы, естественные запросы не так просто удовлетворить. А сейчас еще прошло сокращение бюджетных мест на отделении подготовки дошкольных педагогов. И этот момент, не исключено, может стать проблемным для тех новых частных садиков, что планируют открыть в Казани, – помещения им дадут, но решают-то все, как водится, кадры…

Еще один больной вопрос для частных учреждений. Если в обычных садиках родители официально (подчеркнем: официально, ибо проблема поборов в детсадах не менее остра, чем в школах) оплачивают только часть суммы на содержание ребенка, остальное доплачивает государство, то в частных до недавнего времени такого не было. Правда, сейчас принято постановление, чтобы и им платили госдотацию, но реальные деньги, говорит Наталья Реснянская, пока до частных детсадов не дошли, так что говорить об уменьшении родительской платы пока преждевременно.

– Вообще, на мой взгляд, имело бы смысл эту дотацию давать не учреждению, а родителям, и тогда они уже сами смогут решать, какому садику отдать предпочтение, – полагает Наталья Леонидовна. – Тем более что сейчас, когда государство стало нас поддерживать, наверняка будут открываться частные детские сады с разным уровнем услуг, рассчитанные на людей с разными возможностями. Сегодня все привыкли к тому, что есть рынок, а есть супермаркет, и каждый сам выбирает, куда ему идти. Пора привыкать к тому, что и на образовательном рынке тоже должен быть подобный выбор.

Вместо послесловия

В 2011 году республиканский Институт развития образования выиграл федеральный конкурс, предусматривающий, в частности, грантовую поддержку мероприятий по модернизации системы дошкольного образования. После чего у наших педагогов появилась возможность расширять практику работы в новых условиях, обмениваясь опытом с коллегами, а кроме того, Татарстан теперь становится законодателем мод в дошкольном образовании – учиться новому в этой сфере к нам приезжают со всей страны. И это не случайно. Как полагает директор ИРО РТ Елена Скобельцына, развитие новых форм детских дошкольных учреждений, будь то частные или семейные садики, – это не только решение вопроса доступности дошкольного образования, но и повышение его качества. Конечно, новаторам от дошкольной педагогики еще предстоит решать на своем пути множество проблем, но то, что этими проблемами сегодня озаботились и на государственном уровне, вселяет надежду. Хочется верить, что качественное дошкольное воспитание все же будет доступно всем малышам республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще