Одним из гостей завершившегося на днях в республике международного образовательного фестиваля «Сэлэт» был магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. Он принял участие в сэлэтовском фестивале интеллектуальных игр в качестве ведущего, а также пообщался с журналистами на пресс-конференции. Высказанные им в процессе общения с казанской прессой мысли о жизни и об игре наверняка будут интересны нашим читателям.
Гостем меня в Казани назвать трудно. Это одна из точек на карте России, куда я езжу часто. Здесь уже больше десяти лет существует Брейн-клуб Республики Татарстан. Так получилось, что я был на «крестинах» этой организации. С тех пор за этого «ребенка», который появился на свет при моей помощи, несу ответственность. С удовольствием приезжаю на мероприятия, которые ребята проводят, и готов приезжать впредь.
«Что? Где? Когда?» – это игра для всех, она не имеет возраста. Для молодых она очень полезна потому, что вырабатывает умение работать головой, принимать решения и за них отвечать.
Это игра не про знания, это игра про интеллект. Поскольку знать все в принципе невозможно, то речь идет о том, чтобы тренировать логическое, ассоциативное мышление, коммуникабельность. То есть те качества, которые позволяют достигать успеха не только в игре, но и в жизни.
Слово «знатоки» Владимир Яковлевич Ворошилов считал не очень удачным и употреблял в кавычках. И я тоже так считаю вслед за Ворошиловым. Хотя куда мне до него…
Человек, который много знает, не обязательно умный. Знания – это материал, на фундаменте которого можно построить интеллект. А можно и не построить, и такие примеры есть.
Я не могу сказать, что Интернет выдавил книгу. Полиграфия как искусство тоже существует. И хорошо изданная книга – это отдельное удовольствие, ее просто приятно взять в руки. Ну, или вот айпэд – на него можно загрузить любую литературу. Но если ты читаешь с айпэда, то им неудобно прикрываться, когда засыпаешь.
Сознаваться в том, что ты болеешь за сборную России по футболу, сейчас как-то неловко. Я, пожалуй что, болею за сборную по хоккею, потому что там есть за что болеть. Болею, когда видно, что человек или команда старается. И неважно, какое место, если видно, что выкладывался, старался, делал красиво. Я вот болел за сборную Нидерландов. Голландцы ничего не показали, как и наши, но на них было приятно смотреть.
Если человек хочет получить образование, он его получит – в каких-то случаях с помощью усилий министерства образования, в каких-то – вопреки этим усилиям. Почему-то считается, что это государственный процесс. А это семейный процесс. Если семья считает, что ребенку необходимо хорошее образование, то ребенок это образование получит, как бы ни шла перестройка системы. Главное – сформировать у ребенка тягу к знаниям.
Я не вижу большого вреда в ЕГЭ, наоборот, есть определенные положительные качества у этой процедуры. Просто она не отлажена.
Любая непонятность ребенку должна быть объяснена. Если есть какой-то вопрос, то на него обязательно должен быть найден ответ. Либо самим ребенком, либо, если он не может, – вместе с папой или мамой. Не бывает неудобных вопросов. Ваши отношения с детьми должны быть такими, чтобы вам было удобно отвечать. Хотя это и сложно.
Википедия – это очень мощный ресурс. Будет, когда там будут вычищены все блохи. Но не сейчас. Сейчас надо очень аккуратно доверять информации, которая там есть, как-то ее проверять по другим источникам.
Мое основное достижение? Я бы не стал это оценивать так категорично. Ну, наибольшее удовольствие я получил, допустим, когда вручили звание магистра. Я дважды чемпион мира по «Что? Где? Когда?», и в первый раз это тоже было приятно. Я написал пять или шесть сценариев к документально-историческим программам на канале «Культура», два из них, на мой взгляд, очень удачные, и сами фильмы были сделаны хорошо. Дочки у меня удачные, жена замечательная. В этом году пятьдесят лет как мы знакомы. Из них почти тридцать четыре года женаты.
«Что? Где? Когда?» – это не дело всей моей жизни. Это хобби всей моей жизни.
Те, кто стоит около стола, всегда умнее, чем те, которые сидят за столом. Это стандартное правило – чем дальше от волчка, тем лучше играешь.
Да, мы общаемся с Двинятиным. Федя очень сложный человек. Не думаю, что в ближайшее время можно ждать его возвращения в «Что? Где? Когда?».
Я в игре во многом был первым. Самый первый прямой эфир был мой, в самой первой игре в нынешнем помещении я играл. Самый первый магистр. Плюс к этому меня еще самого первого выгнали за подсказку в 1982 году. Ни за что. Просто потому, что мы общались с коллегами, я что-то жестикулировал, ну и попался…
Подсказок в телеклубе на самом деле не бывает. Когда меня выгнали ни за что, я начал изучать возможности. И я всем говорю: подсказать по-настоящему команде невозможно, потому что игроки работают «внутрь», а не «наружу». В принципе, можно договориться каким-то образом – хоть азбукой Морзе глазами игроку подмигивать. Но это значит, что человек из команды выпал. И ни одна команда на это не пойдет.
Я не слишком сдержан на язык, поэтому когда ко мне пристают, я могу что-то такое ответить. Это всегда интересно с точки зрения телевидения. Поэтому – надо не надо – меня немножко теребят. Мало ли, чего-нибудь скажу…
Про то, что стабильности нет, – это в какого года фильме говорили? Восьмидесятого? Прошло тридцать два года. По-прежнему в мире нет стабильности. Меня это не раздражает. В мире нет, а в доме есть. Пока дома все в порядке, домашние здоровы, потеря каких-то материальных благ меня лично не очень пугает.
Какой финансовый кризис? Я не вижу никакого кризиса. В Питере есть человек, который изготавливает кнопки для брейн-ринга. Мы такую кнопку разработали в свое время с Олегом Котляром, который тоже играл в команде Блинова. Потом Олег уехал за границу, а этот парень теперь их производит. И всем, кто занимается в школах с детьми интеллектуальными играми, без брейн-ринга и этих кнопок никак. Когда в 2008-09-м годах был кризис, то вместо пятнадцати-двадцати кнопок уходило четыре. А сейчас очередь стоит из заказчиков, из чего я делаю вывод, что кризиса нет. Когда спрос на кнопки упадет, я пойму, что он пришел.
Рецепт того, как вообще жить? Мне помог Вольтер в свое время – «Каждый должен возделывать свой сад». С подтекстом, что нужно делать это как можно лучше.
Исторически есть два вида клоунов – белый и рыжий. Я скорее к белому шуту отношусь, хотя и с некоторой рыжиной.