Нынче в школе первый класс – вроде института

Многие из нас плохо представляют себе, в каком положении находится сегодняшняя школа.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Крайняя перегруженность школьников отнимает у них здоровье, но не ведет к улучшению качества знаний

Многие из нас плохо представляют себе, в каком положении находится сегодняшняя школа. Общество как-то вяло реагирует на проблемы, существующие в нынешнем среднем образовании. И часто осознаешь эти проблемы лишь тогда, когда в современные образовательные учреждения попадают собственные дети. Так случилось и с автором этих строк, сын которого стал нынче первоклассником.

Справедливости ради надо заметить, что ведомство Андрея Фурсенко в последнее время старается ввести разумные стандарты обучения, в частности, в начальных классах. Например, новые санитарные правила, которые начали действовать в нынешнем учебном году, предусматривают, что в классе должно быть не больше 25 учеников, первоклассники учатся не более четырех часов в день, им не ставят отметок, они имеют недельные дополнительные каникулы в третьей четверти. Но все это перечеркивают те образовательные программы, по которым сегодня вынуждены учиться младшие школьники.

Уравнения с неизвестными и звуко-буквенный анализ

Начнем с того, что к первому классу дети уже должны уметь читать, – букваря как такового в нынешних школах не существует, а ребенок должен с первых дней обучения прочитывать задания в учебниках, чтобы выполнять их. При этом ответа на вопрос, каким образом, в каких заведениях и за счет каких средств дети должны овладевать азами грамотности до школы, чиновники от образования не дают.

Дальше – больше. К концу первого полугодия первоклашки согласно нынешним требованиям должны уже читать не менее сорока слов в минуту. Причем учителя в этой ситуации выступают в основном в роли статистов – они лишь фиксируют знания и умения, которые должны дать родители или репетиторы. Обвинять учителей в этом можно, но будет не совсем справедливо – кроме уроков, они вынуждены тратить огромное количество времени на отчеты и организацию всевозможных школьных мероприятий, которые нередко проводятся тоже лишь для отчета.

Кроме этого, проучившись всего полгода, ребятишки уже должны уметь решать уравнения с иксами и игреками, знать шкалу длин, распознавать гласные и согласные буквы, правильно делить слово на слоги, определять корни и приставки, выполнять звуко-буквенный анализ слов, проверять безударные гласные ударением и еще много чего.

Пришел с работы – садись за уроки

На детей в начальной школе сегодня вываливаются «ушаты» информации, которую они не способны переработать самостоятельно. Причем никакого закрепления пройденного материала, как правило, не предусматривается. Как следствие, обучение ложится на плечи не только самого ребенка, но и в огромной степени на его родителей. Если у них нет баснословных денег на репетиторов и они хоть немного социально ответственны перед своим дитятей, то, приходя домой, тут же усаживаются за письменный стол с ребенком и проводят там все время до самого отхода ко сну. Альтернатива этому – хроническое отставание их сыновей и дочерей с первых же классов.

Обычный день самого малыша состоит из учебы в школе, где он, учитывая продленку, проводит время до трех часов дня, затем короткий перерыв до прихода домой родителей (18 – 19 часов) – и непрерывные занятия до позднего вечера. О каком физическом и психологическом здоровье может в такой ситуации идти речь?

  • Проучившись всего полгода, ребятишки уже должны уметь решать уравнения с иксами и игреками, знать шкалу длин, распознавать гласные и согласные буквы, правильно делить слово на слоги, определять корни и приставки, выполнять звуко-буквенный анализ слов, проверять безударные гласные ударением и еще много чего

Медики давно бьют тревогу, говоря о том, что из школы у нас большинство детей выходит с серьезно подорванным здоровьем, но ситуация со школьными перегрузками не меняется.

Парадоксальным выглядит такой факт: согласно новым санитарным требованиям первоклашкам уроков задавать не должны вообще. При этом никто не объясняет, как в маленькую головенку можно уместить огромный объем знаний, если ребенок занимается ежедневно только четыре часа в школе. Вот и вынуждены учителя и родители идти на различные уловки. Например, учителя говорят: мы, мол, не вправе настаивать на том, чтобы ваш ребенок делал уроки, но учтите – если этого не будет, он станет отставать и потом уже вряд ли когда-нибудь наверстает упущенное. Подавляющее большинство родителей все понимают правильно…

С подорванным здоровьем и пустой головой

Нынешние школьные программы как будто специально написаны для того, чтобы уже с самого начала воспитать у ребенка стойкую неприязнь ко всякому процессу обучения, с одной стороны, а с другой – максимально подорвать его здоровье.

От того, что на маленького человечка наседают учителя, а дома – родители, у многих детей возникает комплекс неполноценности и пока плохо осознаваемое внутреннее предположение – «видимо, со мной что-то не так». Причем как у успешных школьников, так и у отстающих. Но главный вопрос – ради чего это делается? Все без исключения производственники, преподаватели вузов, ссузов утверждают: нынешние выпускники гораздо менее грамотны, чем те, что были 20-30 лет назад. Они не умеют самостоятельно мыслить, у них хуже базовые знания.

Мое глубокое убеждение – в этом виновата сложившаяся порочная система обучения, главным образом, в начальной школе. То, что сейчас проходят в первом классе, нынешнее поколение 30-40-летних проходило во втором, третьем, а то и в четвертом. Причем делали это без спешки, основательно, с обязательным закреплением материала.

Люди, писавшие нынешние программы для младшей школы, сделали крупнейшую системную ошибку – они составили их с расчетом на лучших из лучших, на отличников, на тех, которых в классе насчитывается не более 4-5 человек. И это вместо того, чтобы процесс обучения адаптировать к среднему уровню развития детей (талантливые и успешные свое все равно возьмут за счет дополнительного образования). От этого страдают все – и дети, и их родители, а значит, общество в целом.

Вместо послесловия

Недавно мне довелось пообщаться с семьей, уехавшей на постоянное место жительства в Германию. Их ребенок пошел в первый класс специальной еврейской школы.

Его мама, немало удивившись моим словам о крайней перегруженности программ для наших первоклассников, сказала: «А наши детишки пока только пишут не буквы, а всякие палочки, закорючки и крестики, вырезают из цветной бумаги аппликации, клеят их, лепят из пластилина, а считают только до десяти. А учителя их хвалят, хвалят, хвалят…».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще