Творческие занятия помогают воспитанникам коррекционной школы преодолеть себя
Пенопластовые упаковки, оставшиеся от продуктов, бутылочки из-под выпитого йогурта, использованные пластиковые стаканчики – все это мы, не задумываясь, выбрасываем в мусорное ведро. А вот в казанской коррекционной школе-интернате №1, где учатся дети со всего Татарстана, из таких вот отходов творят красоту – создают забавные, порой неожиданные поделки.
Симпатичные пингвинята (бутылочки от «Актимеля», обклеенные черной бумагой), китайский чудо-дракон из разноцветных пластиковых стаканчиков, сказочный зимний лес из пенопласта – все эти поделки, красующиеся в кабинете педагога-организатора школы-интерната №1, созданы детскими руками. Конечно, поделки из подручного материала – не бог весть какое новое слово в педагогике. Но, во-первых, признаемся честно – сегодня даже в детсадах ручным творчеством занимаются все меньше, отдавая предпочтение изучению языков и информатики, а во-вторых, коррекционная школа для детей с отставанием в развитии – это все же отдельный мир: то, что для обычных детей не составляет труда, этим, особенным, как их называют педагоги, дается отнюдь не легко. Зато сколько радости в их глазах, когда получается что-то необычное! Пятиклассник Андрей увлеченно рассказывает мне, как он из двух пластиковых плоских упаковок из-под конфет делал черепашку – вот здесь подклеил голову, вот так раскрасил панцирь… Шестиклассница Света вспоминает, как принесла из дома оставшиеся после ремонта обрезки потолочной плитки, и они вместе с учительницей придумали сделать из белого пенополистирола ажурный зимний лес с силуэтами деревьев и фигуркой оленя.
«Вместе с учителем» – это в данном случае ключевая фраза. И дело не только в том, что, как уже было сказано, этим детям многие, на наш взгляд, простые вещи даются с трудом.
– Понимаете, их ведь никто не водит ни в какие кружки, секции, – объясняет мне завуч по воспитательной работе Лариса Медведева. – А здесь, в интернате, мы с ними и танцами занимаемся, и поют они у нас, и свой оркестр народных инструментов есть.
– Сейчас вот театр создаем, – продолжает педагог-организатор Ольга Шуравина. – Уже несколько коротких инсценировок сделали.
А еще при помощи своих «мусорных поделок» они инсценировали пушкинскую «Сказку о царе Салтане» – людей сделали из актимелевых баночек, княжеский замок – из яичной упаковки, башни его – из йогуртовых бутылок, шмеля – из пробки… Педагоги засняли инсценировку, наложили музыку Римского-Корсакова из одноименной оперы и теперь собираются послать видео на конкурс, объявленный международным сайтом учителей музыки и посвященный великому русскому композитору.
– В прошлом году мы участвовали в конкурсе того же сайта, посвященного музыке Моцарта, сделали собственную презентацию и заняли призовое место, – с гордостью говорит учитель музыки и ритмики Людмила Валиуллина.
- При помощи своих «мусорных поделок» дети инсценировали пушкинскую «Сказку о царе Салтане» – людей сделали из актимелевых баночек, княжеский замок – из яичной упаковки, башни его – из йогуртовых бутылок, шмеля – из пробки…
Какой титанический труд педагогов скрывается за всем этим, можно только догадываться. Многим детям на таких вот творческих занятиях приходится преодолевать проблемы с координацией, с речью, с памятью… Насколько благодарен этот труд? В школе не сомневаются – даже если одного ребенка удастся увлечь, приподнять над невеселой обыденностью его болезни, семейной неустроенности (а здесь очень многие дети из так называемых неблагополучных семей), научить чему-то принципиально для него новому – значит, они уже не зря работают. А ведь в школе заняты тем или иным творческим делом десятки детей.
– Между прочим, педагоги в этом процессе тоже творчески раскрываются, – считает директор школы Светлана Портнова. – И потом, знаете, наши дети очень искренни в проявлении своих чувств, и если учитель сумел завоевать их любовь, они для него горы свернут. В обычных общеобразовательных школах такую искренность редко встретишь.
Кстати, к идее ввести в обычных школах так называемое инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями сидят в одном классе со здоровыми сверстниками, в коррекционной школе относятся очень скептически. Не верят они, что в средней нашей школе, где все сегодня нацелено на результат в виде хороших показателей по ЕГЭ, их деткам будут уделять столько внимания, вникать во все их особенности. И уж точно там не станут столько времени тратить на их творческое развитие.
А ведь именно творчество дает этим детям шанс вырваться за пределы всех ограничений. Только один пример: предметом особой гордости в школе-интернате №1 является тот факт, что один из ее выпускников сегодня является артистом всемирно известного цирка Дю Солей. Так что нет безнадежных детей, если рядом с ними – заинтересованные педагоги.