Простые истины Нины Бухановой

Бывают встречи, оставляющие след в душе, поскольку заставляют задуматься: а что мы, собственно, делаем, как и зачем? Правильно ли? Именно такой была встреча с Ниной Бухановой, директором Нижнекамской социальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Надежда»…

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

Бывают встречи, оставляющие след в душе, поскольку заставляют задуматься: а что мы, собственно, делаем, как и зачем? Правильно ли? Именно такой была встреча с Ниной Бухановой, директором Нижнекамской социальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Надежда», депутатом горсовета, руководителем постоянной комиссии по социальной политике.

Беседа наша происходила в начале декабря, и речь шла о декаде инвалидов. По мнению Нины Федоровны, цель декады – не просто вручить подарки и сделать эти десять дней праздничными для людей с ограниченными возможностями. Главное – сесть и посмотреть: что государство сделало для инвалидов. Подвести итоги и наметить планы. Так поступают во всем мире.

Нынче прошло уже тридцать лет с тех пор, как ООН впервые провела Международный год инвалидов. За этот период достигнуты большие успехи в плане осведомленности о правах инвалидов и укрепления международной нормативной базы для осуществления этих прав. О своем намерении защищать и поощрять права инвалидов заявляет все большее число стран. При этом в наиболее развитых государствах работа в этом направлении ведется так, чтобы ежегодно подводились ее конкретные результаты. У нас же, с одной стороны, море эмоций, с другой – упор на рамки календарных дат. Если это 8 Марта, то один день чествуем женщин, если декада инвалидов, то опять праздник, но только десять дней.

– Я, как директор школы для инвалидов, устаю от такой заорганизованности, – признается Буханова. – Нам все хотят помочь, но именно в эту декаду. «Не могли бы вы прийти с помощью, скажем, одиннадцатого декабря?» Нет, не могут. Говорят, нам надо успеть отчитаться до десятого. Что происходит? Ощущение, что отмечаем какой-то юбилей. Гостей много принимаем. Но самое главное – эта декада порождает иждивенчество. Нельзя этого делать…

Как тут не согласиться с Ниной Федоровной? В Конституции РФ прописано право ребенка на государственную медицинскую помощь, которую требует его здоровье. У нас же все общество, то есть та его часть, которая занимается благотворительностью, наиболее активно делает это только в пресловутую декаду, словно по указке. Это во-первых. А во-вторых, про иждивенчество.

Звонят в дверь девушки с инвалидностью – помощь принесли. У нее уже шея, руки – все в золоте. Компьютер подаренный и прочее… А в соседней квартире или подъезде мать-одиночка с двумя детьми. Не инвалидами, слава богу, но бьется она, как рыба об лед, чтобы поднять их, на двух работах занята. Ей никто не помогает, хотя компьютера нет у детей, не говоря уж о золоте. Это нормально, правильно?

– У меня уже есть выпускники школы, – говорит Нина Буханова. – Среди них один состоявшийся суицид и две попытки. Что их привело к этому? Все потому, что в школе они счастливые, пляшут-поют, никого не стесняются, у них все здорово. А вышли в самостоятельную жизнь, в общество – ситуация другая. А они к ней не готовы, к другому привыкли. У меня 27-летний сын с инвалидностью, поэтому имею право на резкие, неудобные вопросы. В том числе родителям наших учащихся. Я им говорю: зачем вы детям в одно место дуете, ограждаете от любых проблем? Держите ребенка под колпаком, а потом… сразу на мороз. Ему уже теперь пора что-то посильное делать. Надо его приучать к той жизни, какая у нас есть, чтоб умел сопротивляться. Бороться надо учить.

Вот мы поучаствовали в российском конкурсе «Город равных возможностей»: это все ме-ро-при-я-ти-я! То же лоскутное одеяло, которое может по швам разойтись в любое время. Категорически не соглашусь со своими коллегами, когда они просят: дайте, дайте, дайте. Во-первых, мы не должны просить, ведь есть тот, кто обязан дать все без просьб. Конечно, есть у нас партнеры – спасибо, что кошелек открывают для наших нужд. Но у нас есть и госструктура, которая обязана заниматься своим делом…

Конечно, обязана. Прежде всего, добиваться соблюдения государством прав инвалида согласно Конституции и действующему законодательству. У себя в Нижнекамске Нина Буханова добилась слаженной работы межведомственной комиссии. В нее входят 25 человек, которые на своих должностях получают зарплату за то, что должны работать с семьями инвалидов.

– Мы их объединили, работать они обязаны совместно, – поясняет Буханова. – Взаимодействие – тут ключевое слово. Не получается? Тех, у кого не получается, депутаты решили «попросить»…

Вскоре Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям организует пресс-тур по городам, отмеченным в российском конкурсе «Город равных возможностей». Тогда мы подробно расскажем, как и за счет чего в Нижнекамске удалось снизить инвалидизацию по сравнению с общереспубликанской.

А пока – о той части нашей беседы, когда Нина Буханова рассказала о человеке, занимавшем некогда должность в госструктуре и отказавшем в помощи инвалидам. «А зачем им есть?» – цинично ответил он, услышав просьбу о помощи. «Вы говорите это мне, матери ребенка-инвалида?» – изумилась Нина Федоровна.

Жизнь этого человека сложилась так, что впоследствии он потерял здоровье. По иронии судьбы инвалидную коляску ему предоставило учреждение, которое создала и которым до сих пор руководит Буханова.

А еще она рассказала притчу о мальчике, который на берегу моря, после отлива, собирал морских звезд и бросал их в воду. Путник, наблюдавший за мальчиком, спросил, зачем он это делает.

– Я их спасаю, – ответил мальчик.

– Но ведь это не имеет смысла, их миллионы!

Мальчик поднял звезду и сказал:

– А вот для нее это имеет смысл, – и бросил звезду в море.

– Так мы и делаем, – подытожила Нина Буханова. – Спасаем каждую конкретную судьбу.

Вот, собственно, и все. Выводы из этого не простые, а очень простые: государство должно выполнять обязательства в отношении людей с инвалидностью, не воспитывая иждивенчества, с которым 18-летние инвалиды выходят из «тепличной» жизни, порою лишаясь к тому времени или чуть позже и поддержки родителей, по естественным причинам уходящим из жизни. Помощь не должна быть бездумной, в «соответствии с планами и отчетами». А каждый человек, имущий власть ли, средства ли, должен помнить о превратностях судьбы и не оставаться равнодушным к тем, кому выпала иная жизнь, ограничивающая их в равных возможностях с другими.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще