Проблема, которую обсуждали на заседании общественного совета Нижнекамского муниципального района, вызрела, что называется, изнутри. И не только в одном отдельно взятом районе. Поэтому свои предложения общественники решили направить в Общественную палату Татарстана, чтобы в результате сообща решить ее на уровне руководства республики.
Заручившись поддержкой главы муниципального района Айдара Метшина, члены совета, несмотря на всю сложность ситуации, все-таки искали утешительные перспективы для школ, детских садов, больниц, фельдшерских пунктов, библиотек, клубов – для всего того, что называется социальной инфраструктурой села. Больше всего внимания уделили школам. С них и начали.
Приоритет понятен: испокон и до сих пор сельская школа не просто учит, воспитывает, развивает интересы детей, но и активно питает и формирует ту особую среду, вокруг и внутри которой аккумулируется социальная и культурная жизнь.
На самом же деле сельские школы, и это нужно признать, получают меньше внимания, чем городские. В этом убедился и общественный совет, члены которого побывали во всех 22 школах района.
Увидели, надо сказать, много хорошего: высокую успеваемость (из 152 выпускников последнего выпуска 11 ребят получили золотые, 5 – серебряные медали – соотношение, которому не грех позавидовать); активное и успешное участие учителей в профессиональных конкурсах (в 2011 году двое учителей Камполянской школы стали победителями конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; 11 учителей из Камских Полян стали обладателями гранта «Наш лучший учитель»); увидели достаточно высокую заработную плату педагогов: в среднем – 13 с лишним тысяч рублей.
Но отметили активисты и другое: полупустые классы – в среднем по десять с небольшим человек. С одной стороны, это как бы и хорошо, ведь при такой численности учитель имеет возможность применять тот самый индивидуальный стиль обучения. С другой, положение весьма печальное, если исходить из принципа финансирования учебных заведений по утвержденному законом РТ нормативу. Реализуя этот закон, в 2010 году в Нижнекамском муниципальном районе закрыли семь начальных школ. Если до начала процесса оптимизации в районе было 13 начальных школ, то сегодня осталась всего одна, в которой учится 61 человек. Звучит парадоксально, но в соответствии с муниципальной программой развития сети образовательных учреждений закрыта основная школа в поселке Камский. Реорганизована школа-сад в Нижних Челнах до уровня детского сада. В одно учебное заведение объединены две школы в Камских Полянах. В статус основных перешли четыре средние школы. «Развитие» должно продолжиться и в будущем учебном году: три основные школы планируется сделать начальными, три другие основные школы – закрыть вообще. Возможно (этот вариант сейчас прорабатывается), на базе основной школы в селе Шингальчи будет открыт интернат республиканского значения. Относительно повезло основной школе в селе Кулмакса – ее планируется сохранить, несмотря на малое число школьников (всего 24 человека), и организовать обучение дистанционно.
Проводятся все эти непопулярные меры, конечно же, не от хорошей жизни, как не от хорошей жизни учителя зачастую вынуждены совмещать преподавание нескольких, мягко говоря, не совсем родственных дисциплин. Переход на нормативное финансирование, напрямую зависящее от числа учеников, привело к тому, что в малокомплектных школах средств едва хватает на зарплату! С трудом, а то и вовсе не хватает на коммунальные услуги. О капитальном ремонте и хоть каком-нибудь обновлении мебели и учебных пособий лучше и не вспоминать. Спасибо, что родители не отказывают в помощи при подготовке к учебному году, что депутаты и предприниматели входят в положение, да и сами учителя не остаются в стороне. Так всем миром удается худо-бедно «припудрить» школу к 1 сентября. Поэтому капремонт этого года в Камполянской школе, сделанный частично за счет республиканского, частично – за счет местного бюджета, – это, действительно, подарок судьбы.
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района сформировал заявку на включение школ, в том числе и 17 сельских, в трехлетнюю президентскую программу капремонта, но это пока только заявка с надеждой на три ближайших года, а учиться детям надо сегодня. И все-таки, по возможности, не в здании, где «гуляют» половицы, провисает потолок и свистит ветер из оконных щелей.
Не меньше тревоги за судьбу тех школ, которые уже закрыты или только ожидают своей невеселой участи. Понятно, что учебные заведения закрываются не насовсем, а только до лучших времен. Понятно и то, что здания любой ценой нужно до этих самых времен сохранить. Достаточно обратиться к живому примеру детских садов: были ведь трезвые голоса, предостерегающие от поспешного превращения садиков в офисы! Обратный процесс оказался более чем проблемным.
В результате непростого, но весьма конструктивного разговора, которому предшествовала серьезная аналитика, общественный совет разработал рекомендации исполкому муниципального района и его управлениям, рассчитанные на реальную перспективу, и, кроме этого, решил обратиться в Общественную палату республики с просьбой рассмотреть вопрос уже на более высоком уровне общественной власти.