Без разговора о проблемах диалога не получится

Родительская общественность – огромная сила. Об этом много говорили на первом республиканском съезде родителей учащихся образовательных учреждений Татарстана.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Родительская общественность – огромная сила. Об этом много говорили на первом республиканском съезде родителей учащихся образовательных учреждений Татарстана. Но насколько эта сила реально действенна в решении школьных проблем?

Открывая родительский съезд, министр образования и науки Альберт Гильмутдинов сообщил собравшимся (а в зале, по официальной информации, было около 500 делегатов со всей республики), что подобных форумов в Татарстане прежде не собиралось. Попытка провести что-то подобное была лет 10-12 назад, но развития эта идея тогда не получила. Теперь же, пообещал министр, подобные родительские съезды будут проходить ежегодно – чтобы подводить итоги сделанного и обсуждать насущные проблемы.

И действительно – кто, как не родители, знает все проблемы сегодняшнего образования… Но, скажем прямо, серьезного разговора об этом не получилось. Правда, Альберт Гильмутдинов подчеркнул, что он не хуже родителей осведомлен о болевых точках подведомственной ему отрасли. Однако собравшимся предпочел рассказать прежде всего о достижениях. О технической модернизации республиканских школ (одна только программа «Ноутбук – учителю» чего стоит!). О программе «Бэлэкэч», позволившей практически решить проблему мест в детских садах для детей от трех до семи лет. О программе «Килэчэк», где предусмотрены и многочисленные гранты для учителей, и привлечение в школу молодых продвинутых предметников, и всяческие стажировки для педагогов…

Министр так увлекся, что вместо заявленных 40 минут выступал больше полутора часов. Пояснив в конце, что все это он рассказывает с одной целью – чтобы родители поняли: татарстанская система образования сегодня и лет, скажем, пять назад – это две разные вещи.

С этим трудно не согласиться – действительно, в образование в республике вкладываются огромные средства. Вот и новую программу с будущего года запускают, станут капитально ремонтировать все школы старше тридцати лет. Это действительно здорово. И все же спроси любого родителя, как там дела в школе, и он в первую очередь начнет жаловаться на то, сколько на школьное образование нынче в семье уходит денег…

Но, видимо, я общаюсь с какими-то не теми родителями. Потому что тех, кто собрался на съезд, судя по всему, вопрос так называемых школьных поборов волновал не больше, чем министра образования, заявившего, что при ближайшем рассмотрении это практически и не проблема, а просто какие-то частные недоразумения. А одна из родительниц и вовсе заявила, выйдя к микрофону, что это, мол, пресса нагнетает истерику вокруг поборов, «прессует» педагогов, а те потом работать нормально не могут… И зал на удивление дружно поддержал ее аплодисментами. Так что, дорогие родители, не жалуйтесь нам больше на эти проблемы – нет их у вас.

А если серьезно, то ситуация весьма симптоматична. Потому что нынче уже не школьные администрации диктуют родителям, сколько и на что денег надо сдать, а те представители «родительской общественности», которым то ли эти деньги девать некуда, то ли очень уж хочется зарекомендовать себя в глазах все той же администрации… И попробуй другие родители не согласиться с этим подчас весьма жестким напором – косые взгляды, а то и прямая обструкция тебе и твоему ребенку обеспечены. Особенно это касается так называемых элитных школ, где родительский контингент весьма своеобразен.

Конечно, бывает и по-другому. Например, председатель Союза отцов Зеленодольского района Дмитрий Алтухов в своем выступлении рассказал, что в их школе попечительский совет часть собранных денег распределяет по семьям своих же школьников, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, – канцтовары им покупают, продукты, даже зимнюю одежду…

Думается, многие родители могут только позавидовать такому альтруизму зеленодольцев. И хотя Альберт Гильмутдинов в очередной раз напомнил съезду, что не надо оказывать давление на тех родителей, которые по каким-то причинам не хотят или не могут материально помогать школе, похоже, не все в зале готовы были эти слова услышать.

Справедливости ради отметим, что и среди беспроблемно настроенных участников родительского съезда нашлись люди, которые поднимали и денежные вопросы, и проблемы изучения татарского языка, говорили о нелегкой жизни поселковых школ. Но поскольку время, отведенное съезду, было уже на исходе, все это прозвучало скороговоркой. И хотя министр пообещал по каждому поднятому вопросу разобраться лично, съезд оставил ощущение недоговоренности.

Если подобные родительские съезды действительно планируется сделать регулярными, то хочется пожелать, чтобы они были более продуктивными. Проблем у нашего образования, несмотря на все успехи, пока еще хватает, и если семья со школой не объединятся для конструктивного их обсуждения, то трудно будет избавиться от того скрытого недовольства школой в обществе, о котором все знают, но так не любят говорить.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще