Как разбудить желание учиться
Современный мир предлагает массу возможностей, однако их использование остается проблематичным для многих из нас. Причиной тому зачастую является элементарное незнание иностранных языков.
Что же необходимо изменить в образовании или даже в культуре самообразования нашим гражданам, чтобы исправить ситуацию? Об этом мы говорили с заведующей кафедрой французского языка Казанского федерального университета, доктором филологических наук, профессором Эльмирой Хабибуллиной (на снимке).
– Эльмира Хамзовна, мы живем в эпоху перемен, в том числе и в системе образования. Обращаясь к вашему богатому опыту в области языкознания, хотелось бы спросить – что же нужно изменить для того, чтобы в нашей стране знание нескольких иностранных языков стало нормой?
– Наша ситуация не нова. Ее переживали и многие другие страны. Нам необходимо, прежде всего, изучить опыт тех государств, где удалось добиться реальных результатов в этой области. С 1993 по 1997 год я преподавала русский и татарский языки по межвузовскому контракту в Институте восточных языков и восточных цивилизаций в Париже. И меня впечатлило стремление французов изучать иностранные языки. Думается, чтобы побудить нашего человека осваивать языки, национальной системе образования необходимо обратиться к внутренней сущности россиян, ведь мы от природы любопытны. Зарубежная система образования использует именно этот посыл как основу мотивации своих граждан к языкознанию.
Полилингвизм, многоязычие – это норма для всего международного сообщества. Да и россияне, в том числе татары, проживающие за рубежом, свободно владеют тремя – пятью языками. Наверное, наша система образования просто привыкла быть за закрытым занавесом, хотя современная действительность давно отвергла все условности: сегодня вы можете беспрепятственно общаться в любом языковом пространстве через Интернет. Но создается такое ощущение, что слабое внимание к языкам со стороны государства – это попытка сохранения своих кадров в пределах языковых границ. Однако в действительности и этих границ уже нет, и, действуя таким образом, мы только культивируем свою ущербность.
– В Казани проводится множество международных форумов и как никогда необходимы специалисты со знанием иностранных языков, в том числе в технической сфере. Как вы, вузовский преподаватель, оцениваете языковую учебную нагрузку казанских студентов?
– Все зависит от их личного желания учиться. Конечно, если бы мы каждый день преподавали им иностранный язык, количество переросло бы в качество. Примером тому являются студенты языковых факультетов. К сожалению, молодые люди, осваивающие в вузе другие специальности, рассматривают иностранный язык лишь как временное явление или даже помеху. Поэтому остается надеяться на инициативность самих студентов.
Я очень рада, что наш город получил почетное право провести у себя в 2013 году летнюю Универсиаду. Это хороший стимул для всех нас в изучении иностранных языков. Кстати, наша кафедра готовит эксклюзивные самоучители, многоязычные словари, мини-книжки по архитектуре и памятникам Казани и Татарстана – на русском, татарском, французском, английском, арабском и немецком языках.
– Приятно было узнать, что вы заботитесь и о сохранении татарского языка. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы он был не просто средством общения, но и языком высокой литературы?
– Этой осенью я принимала участие во II Всемирном форуме татарских ученых, который проходил в Казани. В резолюцию форума вошли требования сохранить систему среднего и высшего образования на татарском языке. Образование – это то, что является культурно-ценностным ориентиром человека, фундаментом его интеллигентности. И в республике созданы все условия для подготовки кадров на родном языке.
Радик МУЛЛАГАЛИЕВ