Проблема не в нехватке учебных часов, а в методике преподавания
Мифом назвал мнение о якобы имеющихся нарушениях в преподавании русского и татарского языков в школах республики министр образования и науки Альберт Гильмутдинов.
По его словам, изучение государственных языков Татарстана организовано в равных объемах, и выделение часов на татарский язык ни в коей мере не ведет к более низким средним результатам по единому госэкзамену. «Это подтверждают данные общероссийской статистики, на фоне которых республика выглядит гораздо предпочтительнее большинства других регионов страны», – заверил глава Минобрнауки на брифинге в Доме Правительства, который состоялся во вторник.
Альберт Гильмутдинов дал настолько развернутое толкование своего видения проблемы, что у журналистов не возникло к нему ни единого вопроса. Явление крайне редкое, учитывая богатую практику брифингов. Что касается повода для встречи с журналистами, то, как признался сам министр, им стали многочисленные жалобы со стороны родителей, которые считают преподавание русского языка в школах ущемленным.
Глава Минобрнауки напомнил, что двуязычие в республике – конституционная норма, гарантированная в том числе положениями Основного Закона России. Существующее положение дел детально регулируется республиканским законодательством. Им руководствуется и Министерство образования и науки республики, которое выступает разработчиком действующих норм по формированию школьных учебных планов в рамках единого государственного образовательного стандарта.
В базисном учебном плане, по словам Альберта Гильмутдинова, установлено строгое соотношение учебного времени. Так, на предметы федерального компонента, которые едины на всей территории страны, выделено 75 процентов общего нормативного времени. На предметы национально-регионального компонента, определяемого субъектами Федерации самостоятельно, – 15 процентов. Наконец, есть предметы местного значения, которые определяют сами школы. Это еще 10 процентов учебного времени.
Преподавание татарского языка осуществляется за счет часов национально-регионального компонента. При этом, например, никто не запрещает родителям и школам (если есть обоюдная договоренность) устанавливать дополнительные уроки по русскому языку за счет объемов местного школьного компонента.
Альберт Гильмутдинов подчеркнул: жалобы на то, что количество часов на изучение татарского языка якобы превышает количество часов, отведенных на русский язык, проверены и ни в одном из случаев не подтвердились. Не выявила нарушений и прокуратура республики.
Впрочем, министр согласился с тем, что в преподавании языков имеются свои трудности. В частности, оканчивая школу, большинство выпускников так и не овладевает татарским языком. «Это сродни советской системе обучения иностранному языку, не приносившей, несмотря на все усилия, желаемых плодов», – посетовал Альберт Гильмутдинов.
Но дело не в том, что не хватает учебных часов, оговорился глава Минобрнауки, а в том, какова методика обучения языкам. Татарский в школах зачастую преподается не как язык живого общения, а как филологическая наука. Это и усложняет восприятие. Вывод один – нужно совершенствовать методику. В этом направлении мы и будем работать далее, резюмировал министр.
Вместе с тем Альберт Гильмутдинов выразил убеждение, что изучение двух языков – бесспорное преимущество детей из Татарстана. Это настоящее духовное богатство, которое прививает новому поколению татарстанцев культуру и толерантность. Однако этого еще не осознали многие родители.
Между тем
Министр сообщил также, что в текущем учебном году в Татарстане функционирует 2131 общеобразовательная школа, численность обучающихся в них – 383 тысячи 355 человек.
Из этого числа 985 общеобразовательных учреждений – с русским языком обучения (почти 300 тыс. учащихся), а 966 – с татарским (более 61 тыс.). Кроме того, в республике функционируют 118 школ с основным изучением чувашского языка, 37 – удмуртского, 20 – марийского, 5 – мордовского и по одной – башкирского и иврита. В них учащиеся изучают одновременно четыре языка – помимо родного, русский, татарский и иностранный.
Кроме этого, в системе дополнительного образования в Татарстане работают 30 воскресных школ для детей разных народов, проживающих здесь с рождения или прибывших в республику. В них изучается 28 языков.