О чем Дмитрий Медведев говорил с историками
В конце июля во Владимире Президент России Дмитрий Медведев встретился с российскими историками. Во встрече участвовали всего 12 человек, и одним из них (единственным ученым из национальных республик) был профессор Казанского федерального университета, заведующий кафедрой истории и культуры татарского народа Искандер Гилязов. Мы встретились с доктором исторических наук Гилязовым вскоре после его возвращения из Владимира.
– Искандер Аязович, что побудило Президента организовать такую встречу?
– Недавно был подписан указ о том, что в 2012 году будет отмечаться 1150-летие со дня зарождения российской государственности (как известно, в 862 году в Новгород пригласили княжить Рюрика). В рамках подготовки к этому юбилею Президенту и захотелось встретиться и пообщаться с историками, выяснить, какие проблемы есть в этой сфере, как они представляют себе этот праздник. Встреча была очень доброжелательной, что называется, без галстуков. Естественно, в рамках одной короткой встречи все исторические проблемы поднять было невозможно, тем не менее, мне кажется, ученые акцентировали внимание главы государства на достаточно важных моментах. В частности, мне довелось высказать позицию татарстанских историков, обозначить наше видение этого праздника.
– И каково оно?
– Я прежде всего подчеркнул, что юбилей российской государственности – это праздник не только русских, но и всех народов, проживающих в России, поскольку государство наше с самого начала формировалось как многоэтническое. И каждый из народов, принимавших участие в его становлении, внес свой вклад в его развитие. Татары, народы Среднего Поволжья, Кавказа, которые в разное время оказались в составе Русского государства… Возьмем некоторые примеры из раннего периода русской истории. Скажем, в Киевской Руси на службе у князей состояли отряды тюркских кочевников. В период феодальной раздробленности можно вспомнить десятки, если не сотни династийных браков между русскими князьями и представителями степи (кипчаками, например). Можно вспомнить и о том, как в период феодальной раздробленности, в годы неурожая Волжская Булгария поставляла хлеб во Владимиро-Суздальскую Русь, а булгарские мастера принимали участие в строительстве некоторых знаменитых храмов Владимира. И, конечно, известный факт – те татары, которые переходили на службу к русским царям и принимали христианство, русифицировались, дали основу очень многим русским дворянским фамилиям. Это тоже момент, который нас объединяет.
– Есть ли разница в вашем понимании того, как должно идти осмысление исторических фактов, и в понимании коллег, скажем, из регионов Центральной России?
– Вообще, конечно, есть. Разнится восприятие средневековой истории, той же самой Золотой Орды, Казанского ханства, роли степных кочевников в истории России… Но, мне кажется, у нас очень часто отношение к истории идет через современные политические взгляды, симпатии. Хотя нельзя сегодняшние оценки переносить на прошлое. Надо понимать: как бы мы ни относились к Золотой Орде и ее взаимоотношениям с Москвой, без нее Московского государства как такового не было бы.
Еще один момент: исходя из того, что сегодня основную массу населения в России составляют русские, нельзя говорить, что вся история России – это история русских. Когда Иван Грозный пришел к Казани в середине XVI века, численность населения Казанского ханства была почти равна численности населения Московского государства. Прошло более 450 лет – и сейчас этнических русских в десятки раз больше, чем татар. Почему так получилось? Прежде всего потому, что русские прирастали за счет ассимиляции многих других народов. В основе многих современных этнических русских – корни других этносов.
– Какие проблемы поднимали на встрече коллеги из других регионов?
– Говорили о том, какими должны быть учебники. Как раз через учебники, на мой взгляд, можно преодолевать стереотипы, которых в истории довольно много. Задача ученых и учебников – искать в истории точки соприкосновения, а не утрировать противоречия. Не только ведь война была, были и спокойные, доброжелательные отношения. И вообще, школьный курс истории, в принципе, нуждается и в количественных, и в качественных изменениях. Ну, разве это дело, когда на Великую Отечественную войну в школе отводится два урока!
Говорили о том, что, к сожалению, у нас на телевидении нет познавательных передач на исторические сюжеты. Очень мало передач о других народах России, их культуре, обычаях, религии. А ведь очень важно, чтобы любой гражданин России с малых лет имел нормальное, доброжелательное представление о других народах. Если мы будем друг друга уважать, наша жизнь будет более комфортной.
Я еще обратил внимание на то, что необходимо создание координирующего центра для всех историков, – такое же предложение на встрече высказал и директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. Это должна быть своего рода ассоциация или союз историков. Потому что мы часто замыкаемся в региональных, национальных рамках, тянем одеяло на себя. А так мы могли бы конструктивно обсуждать все возникающие проблемы.
– Какие-то конкретные решения были приняты по итогам этой встречи?
– Разговор не носил обязательного, рекомендательного характера. Скорее, он должен был дать пищу для размышлений – как нам, так и Президенту.
– Нашли ли, на ваш взгляд, предложения историков понимание у Президента?
– Мне понравилось, что Дмитрий Медведев все выступления очень внимательно слушал, комментировал, задавал вопросы. Идею создать ассоциацию или союз историков он поддержал, предложил обдумать, какие организационные формы это могло бы приобрести, кто непосредственно патронировал бы это и кто бы всем этим занимался.
В комментариях к выступлениям, в том числе к моему, Президент очень четко подчеркнул, что моноэтническое государство сегодня может существовать только где-нибудь на отдаленном острове. А Россия – настолько сложное образование, что, может, даже прецедента в мировой истории нет. И когда мы будем отмечать этот юбилей, говорить об истории российской государственности, обязательно нужно учитывать этот фактор.
Он обратил внимание на то, что историю людям часто преподносят непрофессионалы. Скажем, журналисты зачастую не стараются вникнуть в суть исторического процесса, подойти к нему объективно и беспристрастно, а стараются выискать что-то сенсационное, жареные факты. Обратил Президент внимание и на то, что очень многие люди не знают даже истории собственной семьи. По этому поводу я предложил возродить национально-региональный компонент в преподавании истории, который сейчас отменен. Потому что патриотизм воспитывается в основном через познание истории собственной семьи, родного города, региона, своего народа.
В конце встречи Дмитрий Медведев признался, что долго размышлял, подписывать или нет вышеупомянутый указ. Потому что отношение к этой дате – 862 год – среди историков неоднозначное. Некоторые вообще подвергают сомнению сам факт призвания варягов. Но Президент отметил: наша страна, может быть, как никакая другая нуждается в консолидации – интеллектуальной, экономической, национальной. А подобные праздники как раз служат этим целям, способствуют становлению нации. Так что 1150-летие основ российской государственности должно стать общим праздником для всех наших народов. Возникло и предложение пригласить на праздник наших коллег из Украины и Беларуси, поскольку это и их праздник тоже. И Президент эту идею тоже поддержал.