Вряд ли в наше время будет востребован специалист, не имеющий широких общекультурных навыков
Симптомом нашего времени является растерянность молодежи перед выбором места учебы – факультета, специальности…
Молодые люди склонны откладывать принятие важного решения, способного определить их дальнейшую судьбу. Эти процессы разворачиваются на фоне усиленной пропаганды преимуществ политехнического образования и разрушения главного принципа образования – целостности и универсальности.
Тему о преимуществах и новых тенденциях развития гуманитарного образования обсуждали за «круглым столом» преподаватели философского факультета КФУ.
– Мы должны признать усиливающуюся тенденцию технологизации образования, которая происходит за счет разрушения гуманитарного компонента, – констатировал декан факультета профессор Михаил Щелкунов. – Нас убеждают, что это тенденция долгосрочная. Позволю себе усомниться в этих прогнозах. Дегуманизация образования, ориентированная на формирование добротного ремесленника (homo faber), повторяет ситуацию, которая уже была в истории нашей страны на заре «эры индустриализации».
– Без человека технический прогресс теряет смысл и может уничтожить саму цивилизацию, – развил эту мысль доцент Аклим Хазиев. – Поэтому гуманитарное образование – важнейший механизм гармонизации жизни.
К тому же, отметил профессор Алексей Лебедев, вряд ли в наше время будет востребован специалист, не имеющий широких общекультурных навыков – не владеющий грамотной письменной речью, не умеющий составлять документы… Если же говорить непосредственно о философском образовании, то оно учит умению понимать тексты и умению понимать людей, видеть предпосылки и последствия собственных действий, дает способность создавать осмысленную историческую память, избавляясь от лживых и мифологизированных образов прошлого. Программы обучения философов и культурологов направлены на то, чтобы развивать у студентов способности к быстрому усвоению и анализу новой информации, расширять эвристические возможности мышления.
– Наши программы обучения носят междисциплинарный характер, позволяющий выпускнику в дальнейшем мобильно расширять свои навыки в какойто из выбранных областей, облегчают возможности овладения новыми профессиями, – отметила профессор Татьяна Шатунова. – Например, принцип многовариантного обучения культурологов предусматривает возможности осуществления человеком профессионального маневра на протяжении всей трудовой карьеры. Скажем, менеджерыкультурологи занимаются не только созданием массовых представлений, но и успешно осваивают весьма перспективные и инновационные профессии музейного проектирования и интеллектуального туризма.
– Узкая же специальность, – заметил профессор Лебедев, – это всегда риск в будущем, когдаспрос на нее исчезнет, остаться без работы.
– Тут нельзя забывать, что мир профессий постоянно меняется, – продолжил мысль Михаил Щелкунов. – Бывшие некогда популярными специальности становятся мало востребованными, появляются новые сферы деятельности. Так что сегодня не набор знаний определяет успех и уверенность в завтрашнем дне, а мобильность, способность быстро перестраиваться, осваивать новые сферы деятельности. Аналитики рынка труда прогнозируют большой спрос в ближайшем будущем на междисциплинарных специалистов – инженерпсихолог, бизнес-культуролог… Мы как раз и даем своим студентам, помимо фундаментального гуманитарного образования, комплекс синтетических дисциплин, только зарождающихся направлений на стыке не только гуманитарных, но и естественнонаучных знаний. Например, демография, культурный менеджмент, математика в истории культуры…
Участники «круглого стола» отметили высокую актуальность многих направлений обучения философского факультета. Скажем, трудно переоценить роль специалистов религиоведов в условиях роста в мире терроризма и религиозного экстремизма. Мы живем в мире конфликтов, которые происходят на всех уровнях и во всех областях человеческой жизни, и здесь нельзя недооценивать конфликтологов, призванных находить правильные и эффективные способы разрешения острых ситуаций.
– В общем, у нас есть все основания утверждать, что философское образование не просто сохраняет прежние позиции, но и имеет некоторые преимущества, – констатировала Татьяна Шатунова. – Философия – это наука о жизни, она учит нас жить. И совсем не случайно сегодня огромной популярностью в Москве пользуются семинары по философии жизни, где стоимость двухдневного обучения достигает пятидесяти тысяч рублей.
– «Отцы» образовательных реформ упускают из виду нетленную истину: умами людей «управляют» все-таки идеи и концепции, – подвел итог обсуждению Михаил Щелкунов. – И кто сможет предложить самую привлекательную идею – тот и будет владеть миром. А образование – любое, даже полученное в самых престижных храмах науки, – не дает гарантий будущего благополучия и процветания, оно дает только шанс к этому.