Электронное и каменное

В рамках прошедшей недавно в Казани международной конференции «Электронная Казань-­2011», инициатором которой уже третий год выступает Институт социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ), был заключен договор о сотрудничестве между Экономическим университетом в Братиславе (Словакия) и ИСГЗ.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Зачем образованию новые технологии

В рамках прошедшей недавно в Казани международной конференции «Электронная Казань-­2011», инициатором которой уже третий год выступает Институт социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ), был заключен договор о сотрудничестве между Экономическим университетом в Братиславе (Словакия) и ИСГЗ. Представитель братиславского университета доктор Ярослав Култан был членом оргкомитета конференции и рассказал нам и о деталях договора с казанским вузом, и о тех проблемах, которые существуют сегодня в области электронного обучения.

– Ярослав, что предполагает договор о сотрудничестве между вашим университетом и ИСГЗ?

– Прежде всего, это обмен студентами. Скажем, казанские студенты приезжают в Братиславу на четырнадцать-пятнадцать дней и полностью проходят какой-то определенный курс. Пять дней они учатся достаточно плотно – шесть лекций до обеда, четыре часа практики после обеда. В выходные – выезд в Вену, Будапешт, Прагу, Варшаву, может, даже в Париж или Рим. И в понедельник утром снова начинаем заниматься. Они слушают лекции, решают практические задачи, делают семинарные работы, а в конце второй недели мы принимаем у них экзамен, выдаем сертификат, что этот курс пройден, и ставим оценку. Когда студенты возвращаются, им уже не надо ходить на занятия по данному курсу. К тому же они успевают составить впечатление о европейской системе образования.

– Что еще оговаривается в договоре?

– Совместная научная работа и публикация ее результатов. Скажем, месяц назад мы проводили студенческую научную видеоконференцию. Участвовали ваши ребята, студенты из Казахстана, Киева, Москвы… Сейчас вышел сборник материалов конференции. Такие акции хороши еще и тем, что студенты могут уже сегодня найти своих будущих деловых партнеров в других странах.

Еще один крупный научный проект, который мы сейчас запускаем, имеет своей целью определение эффективности использования информационных технологий в обучении. Я буду дистанционно читать лекции, тоже в режиме видеоконференции. И могу в реальном времени отслеживать реакцию через тесты в Интернете, форум и чат, смотреть, каким образом влияют на учебный процесс мои лекции, прочитанные тем или иным способом. Я по специальности кибернетик и уже много лет занимаюсь вопросами повышения качества образования за счет информационных технологий. И считаю, что эти технологии могут как помочь образованию, так и существенно понизить его качество.

– За счет чего?

– Например, существует такое мнение: зачем запоминать, если все есть в Интернете… Но ведь не нужно, чтобы запоминали, нужно, чтобы понимали и умели применять знания. А у нас сегодня зачастую информационные технологии в образовании сводятся к тому, что тексты ищут не в библиотеке, а в Сети. Хотя это – только средство к обучению. Сейчас ходят в библиотеку с компьютером, раньше ходили с конспектами… Вот говорят – «электронное образование». А когда-то человек писал на каменных дощечках – это что, было каменное образование? А если на бересте – берестяное? Да, сейчас материал подается в электронной форме, но, чтобы это действительно было электронное образование, мы должны привнести туда что-то качественно новое. Должна быть многоуровневая обратная связь через информационные технологии, и только при ее наличии можно говорить о новом качестве.

– В чем заключается эта обратная связь?

– Первый ее уровень – это когда сам студент себя тестирует через некую электронную систему. Он решает задачи разной сложности и разного типа – на запоминание, на понимание, на умение использовать выученное в других областях. И система выдает ему ответы – насколько он выучил, как хорошо понимает.

Второй уровень обратной связи – когда себя проверяет преподаватель. Он тестирует студентов и смотрит результаты. Если у всех средний балл оказывается низким, значит, нужно найти причину – может, студенты плохо учатся, может, он плохо объясняет или неправильно ставит задачи… Если же девяносто процентов студентов легко справляются с какими-то задачами, значит, такие задачи надо убрать, они уже никому ничего не дают.

Третий уровень – преподаватель проверяет студента. Тот в течение семестра решает задачи в специальной тестирующей программе. Официально оценок ему никто не ставит. Но когда приходит время экзамена, можно посмотреть – а как же он занимался? Вот здесь у него результаты высокие, а тут низкие, то есть в какой-то период времени он лентяйничал, и нужно спрашивать его именно по тем разделам, где у него низкие оценки. А если он регулярно все решал на высокую оценку, зачем терять время – его и мое?

И есть еще обратная связь с обществом. Скажем, некая фирма может ставить свои задачи и видеть, как студенты с ними справляются. Тогда не будет такого, что мы выпускаем специалистов, а процентов семьдесят из них потом не находят работы…

Вот если такая многоуровневая обратная связь с применением информационных технологий заработает, мы сможем говорить о полноценном электронном обучении.

–  Как вы оцениваете процессы, которые сегодня происходят в российском образовании?

– Не могу сказать, что я подробно ознакомился со всем, что у вас происходит. Но есть некоторые негативные моменты – они и у нас есть, к сожалению, – на которые хотелось бы обратить внимание. Это касается использования Болонской декларации. Мы вроде бы принимаем ее условия, но при этом забываем перестроить систему. У вас была хорошая система пятилетнего образования, когда вначале шли фундаментальные науки, потом – специальность. Теперь мы готовим бакалавров и магистров, и надо сначала учить специальности, а тем, кто учится дальше, давать уже фундаментальные науки. А у нас осталась старая система последовательности знаний. Вот говорят:  «Но как же изучать использование компьютера, если не знать, какова его основа?». Извините, я не знаю, как делается эта рубашка, но я ее ношу и спокойно использую по назначению. Поэтому нужно, чтобы люди, проходящие курс бакалавра, примерно треть учебного времени проводили на производстве, на практике. А специалистами с фундаментальными знаниями должны быть магистры. Не то чтобы я учил вас, просто мы эти проблемы у себя уже прошли, и наша задача – предупредить, чтобы вы не повторяли этих ошибок.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще