Об успехах и проблемах дистанционного обучения детей-инвалидов
В Татарстане 308 детей-инвалидов школьного возраста обеспечены специальной компьютерной техникой для обучения на дому. Еще 250 школьников с ограниченными возможностями получат такое оборудование до 1 сентября.
Об успехах и проблемах республиканского проекта дистанционного обучения детей-инвалидов говорили на совместном выездном заседании комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и парламентской комиссии по контролю за реализацией нацпроекта «Образование». Заседание прошло в рамках выставки «Образование. Карьера-2011».
Проект удаленного обучения для детей с ограниченными возможностями реализуется в России в рамках нацпроекта «Образование» с 2009 года. Но в Татарстане, как рассказал заместитель министра образования и науки Андрей Поминов, этой проблемой занялись на три года раньше. Республиканская база школьников, нуждающихся в особом подходе, обновляется ежегодно. Многие из них уже получили уникальное по своим параметрам оборудование для учебы. Подготовлено почти 500 педагогов, занимающихся с такими детьми дистанционно в индивидуальном порядке. Но, безусловно, многое в этой области еще только предстоит сделать. И в первую очередь – максимально обеспечить необходимой техникой всех нуждающихся в ней школьников. Ведь сейчас в Татар
стане на дому учятся 1252 ребенка, из них могут обучаться дистанционно более 850 (у них сохранен интеллект и нет медицинских противопоказаний). Сопоставим эти цифры с приведенными выше – и поймем, сколько еще детей остается за бортом новых возможностей.
При всем том, отметил Андрей Поминов, пока организация дистанционного обучения детей-инвалидов никак не регулируется законодательно. То есть в законе «Об образовании» о ней – ни слова. Это приводит к определенного рода трудностям. Скажем, педагоги, работающие в данном проекте, получают зарплату обычного учителя. Хотя, отметил председатель рескома профсоюза работников образования Юрий Прохоров, дистанционная индивидуальная работа с людьми с ограниченными возможностями намного сложнее. И стоило бы решить вопрос о пересмотре ее оплаты.
Еще один щекотливый момент, которым с присутствующими поделился директор регионального Центра дистанционного образования детей-инвалидов Азат Габитов. Сегодня оборудование остается у детей до тех пор, пока они не окончат школу. Потом его забирают. Хотя это, во-первых, психологически достаточно травматично, а во-вторых, по сути, бессмысленно – ведь за годы работы техника все равно морально устаревает. Так не лучше ли после определенного срока использования передавать оборудование пользователям в полную собственность? Ведь некоторые из них могут продолжить учебу и в высшей школе…
Эти и еще ряд предложений были внесены в решение парламентской комиссии по контролю за реализацией национального проекта «Образование». Теперь Правительству республики предстоит принять соответствующие решения по данному вопросу.