Инклюзивно – почти эксклюзивно

Как в нашей стране на практике реализуются права детей? Как организовать полноценное обучение ребенка с ограниченными возможностями?

Как в нашей стране на практике реализуются права детей? Как организовать полноценное обучение ребенка с ограниченными возможностями? Эти и другие вопросы обсуждали на конференции «Права ребенка в современном обществе и проблемы демократизации школьного образования», которая прошла на днях в Казани.

Центральной темой форума стало развитие в республике инклюзивного образования (когда вместе со сверстниками учатся дети с ограниченными возможностями). Сегодня далеко не все дети-инвалиды имеют возможность посещать школу или получать знания дистанционно. Как отметили участники конференции, действующую программу реабилитации таких детей нельзя считать эффективной. Уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская описала печальную тенденцию: индивидуальных программ реабилитации для детей с ограниченными возможностями каждый год разрабатывается все больше, но в реальности рекомендации по их образованию выполняются все реже.

Проблемы с инклюзивным образованием характерны для всей страны. Участники конференции отмечали: в законах у нас все прописано правильно, однако на деле… По словам специалистов, часто педагоги в общеобразовательных школах, увы, не понимают, что пришедший в их класс ребенок – особенный. Он может даже не иметь видимых физических нарушений – как, к примеру, дети с диагнозом «аутизм». Но к нему надо искать особый подход, что требует сил и времени. Нередки случаи, когда в детском саду родители здоровых детей настаивают на том, чтобы из их группы убрали особого малыша.

– Хотя дети, например, с соматическими заболеваниями, с минимальным неврологическим дефицитом прекрасно вписываются в учебный процесс, – говорит директор Казанского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Зульфа Аминова. – И для многих из них документ об общем или профессиональном образовании – не самое главное. Ребенку важно находиться в коллективе и общаться со сверстниками.

Был обозначен и такой вопрос: куда идти особому ребенку после получения общего образования? И главное – кем и где он будет работать, даже если успешно закончит вуз? По мнению директора окружного учебно-методического центра ПФО по обучению инвалидов Ильяса Халитова, необходимо создать кадровое агентство для трудоустройства таких выпускников. Подобный проект планируется запустить на базе университета управления «ТИСБИ», где уже сейчас вместе со здоровыми студентами обучаются и инвалиды. Важно только, чтобы проектом заинтересовались работодатели, ведь специалисты знают, что людей с ограниченными физическими возможностями природа часто награждает креативностью, аналитическим складом ума и высокой целеустремленностью.

Правительство России планирует к 2016 году перевести на инклюзивное обучение 20 процентов российских школ. Но готовы ли мы все к таким переменам? Этот вопрос пока остается открытым…

 

Марина ЧИСТЯКОВА
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще