Шанс для сельской школы

Тьюторы и Интернет спасут малокомплектные образовательные учреждения

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Тьюторы и Интернет спасут малокомплектные образовательные учреждения

Деревня, в которой закрывается школа, обречена на вымирание. Вместе с тем содержание сельских школ слишком затратно, а качество образования в них оставляет желать лучшего. Свой вариант разрешения этого противоречия предложили ученые Елабужского филиала КФУ (бывший Елабужский государственный педуниверситет).  

РОССИЯ НЕ АМЕРИКА

Некоторые регионы России достигли больших успехов в ликвидации деревенских школ, и их даже хвалят за проведенную оптимизацию. За последние 16 лет в стране было закрыто 12 тысяч малокомплектных образовательных учреждений. Дети, пока еще оставшиеся в «обесшколенных» деревнях, каждый день добираются до новых мест учебы автобусом либо и вовсе распределены по интернатам.

А теперь скажите, какие кадры, в особенности молодые, можно привлечь в сельскую местность, если первый вопрос, который задают потенциальные переселенцы – есть ли там школа? Другими словами, есть ли там будущее для детей? Укрупненная школа, одна на несколько населенных пунктов, – не выход. И не стоит кивать на опыт США, где совершенно иной климат и другое состояние автодорог. У нас же порой и летом не проехать от деревни к деревне. А зимой? Мороз, нерасчищенные дороги, поломка автобуса… Бывает, дети по этим причинам по целому месяцу не учатся. Ректор Елабужского филиала КФУ профессор Айдар Калимуллин знает об этих проблемах не понаслышке. Он депутат районного Совета от сельского поселения Большая Качка, где тоже поставлен вопрос о закрытии школы.

– Там у людей просто паника, – говорит он. – Как первоклассника отправлять в другую деревню, особенно зимой? Эта оторванность может и психологическую травму малышу нанести. Человек, думающий о своих детях, постарается оттуда уехать. Вообще все это формирует у человека психологию мигранта и никак не способствует развитию патриотизма, гордости за свою малую родину.

Разработчик концепции развития сельской школы – доцент кафедры философии и социологии Владислав Виноградов. Статистика показывает: примерно через 10 лет после закрытия школы пустеет сама деревня, утверждает он. С другой стороны, в малокомплектных учебных заведениях не хватает преподавателей. Добавляется к этому не

пропорциональное соотношение детей и учителей, технического персонала из-за низкой наполняемости классов. Плюс содержание большого учебного здания. На одного ребенка из малокомплектной школы ежегодно тратится около 180 тысяч рублей, это почти в пять раз больше, чем на ученика обычной школы. 

В текущем учебном году в четырех районах республики начался эксперимент по дистанционному обучению детей из отдаленных деревень. Ребята учатся на дому с помощью компьютеров, периодически приезжая в базовую школу.

Но если у ребенка возникнут затруднения, даже чисто технические, кто ему поможет, подскажет? Да и превращать в школу дом нежелательно, там совершенно другая атмосфера. Родители тоже бывают разные: не исключено, что кто-то из них этот бесплатно выданный компьютер вскоре просто продаст.

УРОК В ВИРТУАЛЬНОМ ВИДЕ

В основе предложения елабужских ученых – тоже электронное обучение (в этой области у вуза уже немало полезных наработок), но идея иная.

– Мы предлагаем совершенно новую философию организации учебного процесса в сельской школе, – говорит Айдар Калимуллин. – В ней остаются не предметники, а тьюторы, то есть наставники, которые работают с разновозрастными ученическими коллективами.

Как будет действовать сельская школа будущего? В небольшом помещении, которое не накладно содержать, главное действующее лицо – тьютор. Он организует воспитательную работу и  взаимодействие детей с городскими веб­учителями при помощи Интернета. Физически находясь вместе, дети разного возраста в то же время присутствуют на разных уроках – веб­камеры, наушники и специальная мебель помогут не мешать друг другу. Каждый педагог набирает виртуальный класс из 1520 учеников разных деревень. Дети слушают объяснения, выполняют задания, отправляют их на проверку. Учитель отвечает за успеваемость, напрямую общается с каждым учеником. По сути, в веб-пространстве моделируется обычный школьный урок, который по качеству вполне способен заменить непосредственное общение в классе. Варианты организации процесса разные: или одна городская школа будет взаимодействовать с сельскими, или несколько.

С чисто человеческой точки зрения получится очень привлекательная сельская школа, уверены разработчики концепции. Небольшой коллектив, почти семейная обстановка, где психологически подготовленный тьютор знает учеников и их проблемы досконально. 

– Если схема заработает, она позволит спасти школы, подлежащие закрытию, – говорит Владислав Виноградов. – Компьютерные технологии развиваются постоянно, и система веб­взаимодействия тоже будет совершенствоваться. И, наконец, каждый ученик может найти учителя, который ему подходит – с учетом степени освоения предмета, планов на будущее.

Сегодня хороших учителей химии и в городе не так много. А как быть деревенскому ученику, который хочет поступать, скажем, в медицинский вуз? Та же ситуация и с иностранными языками. Айдар Калимуллин рассказал историю девочки из отдаленной деревни, которая увлечена английским, но, чтобы заниматься с репетитором, ей приходится еженедельно ездить в город. Одна поездка на такси обходится родителям в 600 рублей – для села  очень большие деньги.

А Интернет позволяет привлечь в качестве учителя кого угодно, даже вузовского преподавателя. Специалисты филиала КФУ готовы взять на себя методическое сопровождение проекта, подготовку тьюторов, здесь уже оснащают специальный веб­кабинет. В вузе, кстати,  накоплен немалый опыт электронного обучения. В частности, действует образовательный ресурсный центр по подготовке к ЕГЭ, в основе которого – также дистанционные уроки.

ВРЕМЯ ЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ

Конечно, такие перемены не могут пройти безболезненно. Неминуемо сокращение числа педагогов – так, для тридцати школьников достаточно двух тьюторов. До минимума уменьшается и технический персонал. С другой стороны, при полной ликвидации  школы под сокращение попадет вообще весь коллектив. 

Жизнеспособна ли новая концепция? Айдар Калимуллин соглашается с тем, что предлагаемая форма обучения необычна и, вероятно, будет встречать сопротивление. Но ведь жизнь меняется стремительно:

– Кто-то думал об общении по скайпу каких-нибудь пять лет назад? А 15 лет назад разве мы понимали, какое значение в нашей жизни будет иметь сотовый телефон? Происходит информационная революция, меняется мировоззрение, а методика обучения остается дедовской. Надо сломать психологические стереотипы, перестать цепляться за привычные представления об уроке. 

Родители, уверены разработчики, тоже осознают выгоды такой формы обучения. Кроме того, информатизация сейчас – общая волна. Чиновники все чаще проводят видеоконференции. Власть пришла к тому, что это дешево и не менее эффективно, чем очные встречи. Так почему же и школе не использовать имеющиеся возможности?

Реализация заявленного проекта требует финансовых затрат на переподготовку тьюторов, оплату труда предметников, приобретение оборудования, обеспечение достаточной пропускной способности Интернета. Зато в дальнейшем произойдет экономия за счет сокращения расходов на малокомплектные школы. 

Кстати, уже есть школы, пожелавшие участвовать в эксперименте. Продлится он учебный год. Министерство образования и науки одобрило проект, а при финансовой поддержке полное внедрение новой схемы – перспектива ближайших трех – пяти лет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще