В будущем миллионеры отправятся на орбиту Земли в качестве туристов, а пилоты-дальнобойщики станут обыденно перевозить грузы
Наш земляк Надир Багавеев уже приступил к созданию своей космической транспортной компании. Он уверяет: рынок требует доступа в космос не только через государственные организации, но уже нуждается в коммерческих грузоперевозчиках. Сегодня Надир конструирует ракеты в Южной Калифорнии, а еще недавно учился в Казани.
– Осваивать космос – твоя детская мечта или ты пришел к ней недавно?
– Я с детства мечтал быть космонавтом. Мой отец Тагир, тоже инженер, умело подогревал интерес к полетам ракет и их топливу. Сейчас, когда в моем багаже есть учеба в разных университетах и детская мечта переросла в повседневную работу, я звоню порой отцу и благодарю его за то, что подтолкнул меня к космическому делу.
Разумеется, многое дали мне в школьные годы участие в олимпиадах по математике, химии, физике. Академик АН Татарстана, доктор технических наук Джавдет Сулейманов в свое время пригласил меня в лагерь для одаренных детей «Сэлэт». Он учил нас не бояться трудностей, с оптимизмом смотреть в будущее. Да и сама наша татарская гимназия №2 была сильна в преподавании точных наук, так что в 15 лет я смог поступить в Казанский авиационный институт.
– Наверное, если бы ты окончил этот вуз или еще какой дополнительно, выбрал бы затем дорогу к Байконуру?
– Возможно, туда. Или в ракетно-космическую корпорацию «Энергия», а возможно, в центр имени Хруничева. Но когда я был еще на втором курсе КАИ, наша семья переехала в американский Сиэтл. Эту перемену в жизни я воспринял как шанс начать свой путь.
Конечно, уютнее было бы понежиться еще пару лет в родительском гнездышке, но я выбрал армию. Военным пилотом не стал из-за зрения, но до звания офицера ПВО дослужился и занялся ракетной техникой. Отсюда и выбор университета Эмбри-Риддл. Пошел учиться сюда еще и потому, что несколько его выпускников стали впоследствии космонавтами.
Американцы называют их астронавтами, то есть пилотами, перемещающимися между звездами. Но всем известно, что человек пока посещает только околоземную орбиту. Видимо, в свое время американцы хотели хотя бы таким обозначением профессии поставить себя впереди космической державы – Советского Союза. Сегодня американцы, особенно те профессионалы, которые связаны с космической отраслью, с трепетом называют имена Циолковского, Королева, Гагарина, уважительно говорят о достижениях российской космической науки.
– Хотела бы спросить о твоей маме. Магсуда Шамсутдинова известна как талантливый композитор, заслуженный деятель искусств Татарстана, автор многочисленных произведений.
– Мама свою миссию выполнила добросовестно: в школьные годы я получил музыкальное образование, играл на пианино, курае и флейте. Но уже тогда было ясно, что в моем случае занятия музыкой приведут не к профессиональной карьере, а просто помогут вырабатывать силу воли, усидчивость, будут способствовать духовному росту.
Сегодня, несмотря на разделяющие нас расстояния, мы постоянно общаемся. Мама делится удачными наработками, мы обсуждаем ее новые творческие идеи. У нее постоянные концерты для соотечественников по всей Америке, идет регулярная работа над записью компакт-дисков, также у нее много творческих встреч на родине. Она говорит, что вроде бы ничего материального не создает, но от этого во Вселенной прибавляется положительная энергия. Мне это очень близко и понятно.
– Работая сегодня в калифорнийской пустыне, ты отделился от цивилизации или приблизился к космосу?
– Отвечу так: я стал ближе к космической цивилизации человечества. Городок Мохаве, окрестности которого похожи на пейзажи казахского Тюратама до того, как его переименовали в Байконур, это настоящая мекка для ракетостроителей, где собрались фанаты и профессионалы. Миллиардер-инвестор будет сидеть в кафе с тобой за столом и так же, как студенты-практиканты, с горящими глазами обсуждать общие проблемы и планы. Космический бизнес основан на реальной страсти и любви людей к космосу.
Компания Masten Space Systems, в которой я работаю, известна тем, что выиграла приз в миллион долларов, создав посадочный модуль для имитации высадки на Луну. Меня всегда привлекали победители, потому что у них есть чему поучиться. Я был принят ими на работу, наверное, еще и потому, что в моем резюме говорилось о собственной маленькой победе – первом месте и призе в 1000 долларов в соревновании на использование аэрокосмической программы STK для расчета орбит и траекторий полетов космических кораблей и беспилотных самолетов. Здесь, в Мохаве, также расположена компания Scaled Composites, которая выиграла 10 миллионов долларов, отправив человека в суборбитальный космический полет без участия государства.
– Какие задачи решают сегодня «профессионалы и фанаты» космической отрасли?
– Деятельность Национального агентства США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) вступила в новый этап. Они стремятся выводить на орбиту астронавтов, используя транспорт частных компаний, оставив себе более амбициозные цели – исследование Марса, астероидов и глубокого космоса. В апреле НАСА объявляет конкурс на 2 миллиона долларов для первой компании, которой удастся запустить на орбиту микроспутник весом в один килограмм. Принять участие в нем может любой профессионал вне зависимости от того, в какой стране он живет. Конечно же, я со своей командой намерен участвовать в данном проекте, представляя компанию «Bagaveev Corporation».
Сегодня космическая сфера глобализовалась настолько, что признает только общечеловеческие ценности, без разделения государственными границами. Думаю, в России, и конкретно в научном Татарстане, есть ученые и лаборатории, которым под силу участие в подобных конкурсах. Здесь есть возможности и для предприимчивых инвесторов. Космос становится «новой землей» наподобие американских континентов, куда в прошлые века направлялись смелые люди со всего света.
– Что хотел бы сказать о 50-летии гагаринского космического старта?
– Полет корабля «Восток» с Юрием Гагариным стал величайшим событием не только ХХ века, но и всей истории цивилизации, и это событие празднует сегодня весь мир. В США это называется «Yuri’s Night» «Юрьева ночь» и является профессиональной вечеринкой, днем открытых дверей как у нас, так и в НАСА. При этом молодые люди, избравшие космическую отрасль местом профессиональной карьеры, мысленно вычерчивают и свою орбиту. Здесь говорят: «Генри Форд не изобретал первый автомобиль, но посадил за руль весь мир. Томас Эдисон не изобретал электричество, но благодаря ему освещен весь мир».
Я далеко не первый в освоении космоса, но чувствую: именно от нас зависит то, как быстро начнем исследовать кратеры Луны и Марса, летать на отдых в невесомости, восхищаясь величием и красотой нашей прекрасной планеты.