Преподаватели КФУ намерены обратить внимание прокуратуры на деятельность псевдообразовательных центров
«Мы напишем вам диплом, если вам учиться влом!» – эта «миленькая» рекламка одного из многочисленных так называемых учебнообразовательных центров постоянно крутится на мониторах, установленных в поездах Казанского метрополитена. Но не будем говорить о неразборчивости сотрудников нашей подземки в выборе рекламодателя. Тем более подобные объявления в столице Татарстана можно увидеть на каждом шагу.
То есть продажа курсовых и дипломов, диссертаций и прочих учебно-научных работ давно превратилась в России в легальный и процветающий бизнес, который, безусловно, ведет к деградации системы образования. Газета «РТ» уже поднимала на своих страницах эту проблемную тему («Дипломный рынок в законе», «толстушка» от 3 марта сего года). А на днях группа инициативных преподавателей Казанского (Приволжского) федерального университета, не желающих мириться со студенческим плагиатом и обманом, выражающимся в использовании покупных учебных работ, организовала в стенах КФУ «круглый стол», участники которого обсудили, каким образом можно противодействовать этому порочному явлению.
Доцент кафедры журналистики факультета журналистики и социологии КФУ Дмитрий Туманов напомнил присутствующим о недавней нашумевшей истории, произошедшей с министром обороны ФРГ Карлом-Теодором цу Гуттенбергом. В феврале нынешнего года в Германии разразился сильный скандал, связанный с уличением Гуттенберга в плагиате при написании кандидатской диссертации, которую он блестяще защитил в университете города Байройта. Выяснилось, что значительные фрагменты этой работы были скопированы из других источников без соответствующих ссылок. В итоге – сначала университет лишил министра ученой степени. А затем тысячи представителей научных кругов Германии обратились к канцлеру Ангеле Меркель с требованием об отставке Гуттенберга, который в марте был вынужден покинуть пост министра.
В цивилизованном мире плагиат устойчиво ассоциируется с воровством и жестко осуждается. В России же, в частности, и в Татарстане сформировавшуюся за последнее десятилетие «антиучебную субкультуру» общество просто не замечает. По словам доцента кафедры социологии Лилии Низамовой, во многих российских учреждениях высшей школы списывается и покупается до 90, а то и до 100 процентов учебных работ. И только в 14 вузах нашей страны (из трех тысяч), заботящихся о своей репутации, внедрена расширенная версия программы «Антиплагиат», по которой в обязательном порядке проверяются все учебные работы.
Как отметила доцент трех кафедр – социологии, регионоведения и исламоведения, восточных языков – Лариса Усманова, сегодня перед отечественной образовательной сферой стоит задача – обеспечить модернизацию и конкурентоспособность страны. Однако разрастающийся «рефератно-дипломный» рынок, пассивная позиция по отношению к нему и властных структур, и вузов ведут к ухудшению качества знаний у студентов. Так кто же тогда будет строить будущую Россию?..
По мнению доктора политических наук, доцента, научного сотрудника Даремского университета (Великобритания) Сергея Голунова, который в режиме видеоконференции принял участие в «круглом столе», равнодушие российских преподавателей к студенческому плагиату объясняется, прежде всего, их низкими заработками и наличием в нашей высшей школе огромного количества блатных учащихся, имеющих влиятельную «крышу». На Западе с любым студентом, «застуканным» в компиляции, не церемонятся: на первый раз – предупреждение и штраф, при повторном нарушении – отчисление. «В России существует реальная угроза превращения образовательного процесса в его имитацию, без получения реальных знаний», – считает Голунов, предлагающий создать общероссийскую онлайн-службу, которая в автоматическом режиме проверяла бы все учебные и научные работы на их добросовестность.
Доцент кафедры социологии Искэндэр Ясавеев посоветовал обратиться к опыту сингапурских вузов, где абитуриенты уже при поступлении в эти учреждения обязаны подписать ряд документов (в том числе кодекс чести), исключающих возможность применения «левых» антиучебных технологий. А заведующая кафедрой журналистики Светлана Шайхитдинова предложила поставить вопрос перед республиканской антикоррупционной комиссией о незаконности деятельности фирм по продаже учебных материалов. А также организовать прокурорские проверки этих контор, ни одна из которых не имеет лицензии на образовательную деятельность.
Ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Ришат Хасанов добавил: при письменном обращении к прокурору республики следует указать, что рекламу псевдообразовательных центров можно смело отнести к разряду ненадлежащей, поскольку она противоречит нормам нравственности.
Начальник отдела высшего образования Минобрнауки РТ Татьяна Волкова признала, что поднятая научными работниками КФУ проблема действительно острая, и чтобы снизить ее остроту, стоит исключить из вуза некоторых особо недобросовестных студентов. Так сказать, устроить такой показательный процесс – глядишь, другим неповадно будет плагиатничать. Однако выпускающий редактор журнала «Ученые записки Казанского университета» Гузель Мухамадуллина уверена, что нужно рассматривать эту проблему шире, ведь компилированием грешат не только студенты, но и сами преподаватели. По ее словам, если в научных работах, представленных к публикации в данном журнале, обнаруживается плагиат, то на их авторах ставится большой жирный крест. Так, от этого издания уже были отлучены пятьдесят ученых.
Поэтому, как считает декан факультета журналистики и социологии Васил Гарифуллин, КФУ должен принять не просто кодекс чести студента, а хартию студента и преподавателя. «Ведь не секрет, что некоторые наши сотрудники пишут работы для своих же учащихся, – констатировал он. – Кроме того, есть фирмы, которые выполняют курсовики и дипломники на татарском языке – их через «Антиплагиат» не прогонишь…»
Участники «круглого стола» приняли решение – довести все прозвучавшие предложения до руководства КФУ. А также обратить внимание прокуратуры, республиканского парламента и антикоррупционной комиссии на деятельность псевдообразовательных центров.