Почему бьют тревогу родители азнакаевских гимназистов
Посредине учебного года 7 «Б» класс гимназии города Азнакаева остался без классного руководителя. Историк Зиля Ринатовна Шарипова, в которой души не чаяли и дети, и родители, взяла вдруг да и ушла в другую школу. Казалось бы, ну что такого – сменил учитель место работы… Но этот малозначительный, на первый взгляд, в жизни гимназии факт привел к довольно серьезным последствиям.
ПИСЬМО
Родители 7 «Б» после ухода классной разослали письма с просьбами о помощи во все возможные инстанции, вплоть до руководства республики. Пришло такое письмо и в нашу газету. Из него следовало, что увольнение конкретного педагога – лишь один из поводов для недовольства, а вообще претензий к руководству гимназии у родителей накопилось немало. Тут и постоянная смена расписания уроков, и неотлаженные учебные планы… Но одна из основных претензий – текучесть педагогических кадров. Ведь Зиля Ринатовна стала далеко не первой учительницей, покинувшей гимназию. «В нашем классе за два с половиной года сменилось четыре учителя по английскому языку (сейчас работает временный), три учителя по русскому языку (сейчас тоже временный), три – по истории (сейчас – временный), два – по физкультуре. Классный руководитель тоже третий и тоже временный. Известны намерения уйти из школы и других учителей. Кто будет учить наших детей – почасовики?» – ставится вопрос в письме.
Такое положение дел, справедливо полагают родители, негативно отражается на учебе их детей. Да и дисциплина страдает. В том же 7 «Б», например, родительских собраний не было с конца первой четверти (то есть примерно с начала ноября) до марта.
Главный вывод, который делают в своем письме родители: причина всех проблем в гимназии – ее директор Риф Шаехов. Именно он создал в коллективе такую атмосферу, что педагоги один за другим уходят, не выдержав постоянных унижений и ущемлений своих прав. Причем некоторые при этом идут на заведомо худшие условия работы, а кто-то и вовсе уходит из педагогики.
Еще одно обвинение в письме – директор, мол, постоянно обивает пороги различных организаций с просьбами о спонсорской помощи. Только вот все подаренное гимназии куда-то исчезает, а учителя вынуждены даже элементарные канцтовары на свои деньги покупать. И вообще, «в классах холодно, из-под подоконников дует, ремонт практически не делается, а если делается, то на родительские деньги».
В общем, проблем много, и кто-то даже хотел бы перевести ребенка в другую школу, да только, как сообщают авторы письма, «нам говорят, что детей из гимназии туда велели не принимать. Мы оказались в ловушке, наши дети никому не нужны. И пока директором гимназии будет Шаехов, все это не закончится».
Тут надо сделать небольшое отступление. Азнакаевской гимназии – 19 лет. И все эти годы ее возглавляет Риф Шаехов. Так что же, до сих пор он был хорош, а теперь стал плох? Нет-нет, уверяли меня родители и уволившиеся в разные годы из гимназии педагоги, с которыми я встретилась, приехав по письму в райцентр. И прежде здесь были проблемы и с текучестью кадров, и с учебным процессом. И попытки «наехать» на директора делались и раньше. Правда, робкие и редкие. Почему так? Ну а почему большинство из тех, с кем я общалась, называя свои имена и фамилии, тут же добавляли: «Только вы меня в газете не называйте!»? Азнакаево – город маленький, из тех, где «до Бога высоко, до царя далеко». Тут сор из избы выносить не принято – что после этого будет, еще непонятно, а с местным начальством дальше жить и работать… К тому же единичные жалобы ничем не заканчивались, из чего и родители, и педагоги делали вывод: у районного образовательного руководства директор гимназии на каком-то особом счету, а посему и жаловаться бесполезно.
Но, как видим, всему когда-то приходит конец. Увольнение Шариповой стало последней каплей, переполнившей чашу родительского терпения. К тому же нашелся человек, не побоявшийся открыто вступить в конфликт с директором, да и с районным образовательным начальством. Бабушка одной из учениц, Наиля Тамакова, сама бывший педагог (27 лет работала завучем в одной из азнакаевских школ), честно озвучив все проблемы в местных инстанциях – от управления образования до главы района, но не получив удовлетворившего ее ответа, стала инициатором того, чтобы вынести-таки сор из избы – то бишь разослать письмо по инстанциям.
ПРОВЕРКА
Есть у наших чиновников такая «добрая» традиция – отправлять жалобы на рассмотрение туда, откуда они пришли. Как мы уже сказали, разбиралось с письмом опять же районное управление образования. Организовали в гимназии проверку (педагоги, конечно, тут же ополчились на родителей, резонно рассудив: раз проверяют их работу, то и жалоба была на них). Провели выездное совещание, на котором присутствовал и корреспондент «РТ». Разбирали в основном чисто учебные проблемы. Вопросы о личности директора, которые пытался было поднять пришедший на совещание депутат местного горсовета Рустем Салахов (к нему также обратились с письмом родители), пресекли на корню, пояснив: пока по фактам, изложенным в письме, работает специальная комиссия. До ее выводов такие проблемы обсуждать неэтично.
Между тем из доклада, сделанного директором Шаеховым, выходило, что все в целом в гимназии неплохо – и ЕГЭ сдают нормально, и призеры олимпиад и конкурсов имеются. Правда, в основном районного масштаба. Что дало основание руководителю районного отдела образования Дамиру Гилязову попенять: дескать, гимназии, которая по статусу должна бы быть лучшей школой района, пора блистать и на более высоких уровнях. Впрочем, согласился Гилязов, в целом результаты у гимназии на фоне других школ (а их в городе еще девять) действительно неплохие. ЕГЭ сдают прилично, в вузы в прошлом году поступили 24 из 36 выпускников. Да и текучесть кадров в районной системе образования не такая уж большая – если по республике она составляет семь процентов, то в Азнакаевском районе – всего три.
Правда, Дамир Гилязов все же признал, что проблемы по этой части в гимназии есть. За последние 5-6 лет, по его подсчетам, отсюда уволилось 18 педагогов. Хотя, пояснил он, никто из них в качестве причины ухода не называл «невыносимую обстановку в коллективе»…
Педагоги гимназии, выступая на совещании, о директоре своем также отзывались исключительно положительно. И по всему выходило, что нет к нему претензий у учителей, да и быть не может.
Почему же увольняются?
У каждого, пояснил позже в беседе с корреспондентом “РТ” руководитель Азнакаевского РУО, были свои поводы. Кто-то ушел на пенсию, кто-то уехал в другой район, некоторые и вовсе на повышение пошли.
Что касается других родительских претензий, то финансовых нарушений, рассказал мне Дамир Гилязов, в гимназии в ходе проверки обнаружено не было. И запретов на переход в другие школы тоже нет. А не берут в них, видимо, исключительно по причине переполненности классов.
– Вообще, у нас гимназия на особом контроле, – заверила меня и заместитель руководителя Азнакаевского исполкома по социальным вопросам Альбина Тимербулатова. – Мы, конечно, еще будем разбираться в ситуации. Возможно, проведем анонимное анкетирование педагогов, но пока факты, изложенные в письме, не подтверждаются.
Сам директор гимназии Риф Шаехов во время нашей беседы с представителями РУО и исполкома молча сидел в стороне, в разговор не вступал и на человека, держащего в страхе не один десяток педагогов, вовсе не был похож. Ну а Дамир Гилязов, подытоживая нашу беседу, заметил: видимо, просто отдельные родители в чем-то не сошлись с директором и выплеснули мелкие внутренние разборки на всеобщее обозрение. А так-то во всей этой истории больше эмоций, чем конкретных фактов…
ЭМОЦИИ И ФАКТЫ
Эмоции, конечно, к делу не пришьешь. Это я не могла не признать, беседуя с уволившимися учителями. Ну как, действительно, реагировать на слова о том, что «моральную обстановку в коллективе гимназии словами не объяснить – там работать надо, чтобы понять, почему люди увольняются»… Или на то, что «не любит наш директор тех, кто умнее его, у кого авторитет есть среди детей и родителей»… Но все же из рассказов педагогов, зафиксированных журналистским диктофоном, выходило, что проблемы в Азнакаевской гимназии несколько серьезнее, чем локальный конфликт директора и отдельных родителей…
«Мне директор мешал проходить аттестацию – не подписывал характеристику, прятал печать. Заставлял ходить по организациям, просить деньги, канцтовары… Мы думали – для школы, только куда это все потом делось, непонятно. Нам даже ручек не давали. Учителей он запугивал – вызывал по одному в кабинет, говорил: если что, я тебя выгоню, и ты больше нигде не сможешь работать. А у нас ведь многие педагоги – выпускники татарских школ, им в русской школе тяжело было бы, так что и уйти особо некуда.
Я-то его никогда не боялась, но все равно дольше четырех лет работать не смогла. С нервным срывом в больнице лежала».
«Когда пришла в гимназию, директор все говорил: ах, какая красивая девушка рядом со мной… Приставал, не буду скрывать. Однажды подкараулил меня под дверями школы – пришлось через окно убежать. Потом муж сходил, поговорил с ним. Приставать перестал, но вместо двадцати часов оставил нагрузку в шесть. Нет, никому я на него не жаловалась – как только возможность появилась, сразу же ушла. И до сих пор стараюсь лишний раз обо всем этом не вспоминать».
«Во всех школах в начале года объявляют тарификацию. Люди знают, за что они получают деньги. Мы никогда не знали. Я весь учебный год добросовестно работала. И вдруг в конце года мне срезали зарплату. Без объяснения. Потом уже, задним числом, какие-то документы оформили. Мне все намекали, что надо ему пакеты с подарками носить – например, за то, что аттестацию прошла… Но я никогда этого не делала. А жаловаться бесполезно – потом вообще в районе работу по специальности не найдешь».
«В начале года дают одну нагрузку, потом часы отбирают. Классы от одного учителя к другому постоянно переходят. У меня кабинет был призером районного конкурса, я его на собственные деньги с помощью мужа оформляла, а его отдали другому учителю. Работать было некомфортно, нервы начали сдавать, заболела. А еще услышала от завуча: мол, директор дал приказ тебя «уничтожить»… В итоге я ушла – формально вроде как на повышение, методистом. Только это не мое, это я от безысходности, а так я с детьми хотела бы работать. Дети мне до сих пор в Интернете пишут, домой даже приходили, просили вернуться. Я предлагала мне хоть один класс оставить, но директор не согласился».
А вот уже родители. У Гульчачак Насыровой сын недавно окончил гимназию, сама она была председателем классного родительского комитета:
«Физику наши дети не знали, весь класс по физике с репетиторами занимался (физику в школе ведет сам Шаехов. – Авт.). В старших классах почти полгода не было уроков русского языка. Нашу классную руководительницу вынудили уйти из школы – якобы по причине пенсионного возраста. Классной назначили жену директора – так она даже имени некоторых учеников так до конца учебы и не знала, классные собрания меня просила проводить. А когда в районе сменился глава, директор мне предложил написать ему жалобу на руководителя управления образования. Говорит: «Ты же все знаешь, что в районе творится, и писать умеешь». И чтобы я предложила назначить самого Шаехова на эту должность… Я отказалась, так меня после этого в школу перестали пускать».
Регина Шакурова сейчас живет с дочкой в Альметьевске. «В прошлом году, когда мы еще учились в Азнакаевской гимназии, я хотела перевести ее в 4-ю школу. Меня не устраивал уровень преподавания физики. Но в школе сказали: есть негласное распоряжение детей из гимназии к нам не брать».
«Мы хотели перейти во 2-ю школу, но там тоже сказали, что гимназистов принимать запретили. У меня ребенок физику не понимает. И на биологию, которую жена директора нашего преподает, ходить не хочет. Там, говорит, неинтересно, заставляют учебник конспектировать и ничего не объясняют».
К слову, некоторые родители свои фамилии тоже убедительно просили не называть – детям ведь еще учиться надо, ЕГЭ сдавать… Но справедливости ради отметим: перевести ребенка в другую школу в Азнакаеве все же возможно. Директор школы №6 Наиль Габдуллин рассказал нам, что время от времени к нему приходят бывшие гимназисты.
«Принимаем, а как же. Каждый родитель вправе отдать ребенка в ту школу, куда хочет. Тем более что сейчас у нас демографическая ситуация, как и везде в России, – детей мало, места во всех школах есть. К нам и учителя некоторые переходят из гимназии. Жаловались, были случаи, не скрою: мол, директор – человек придирчивый, мелочный… Но, наверное, негативные моменты у нас всех есть, надо ведь и о хорошем сказать. Директор – человек требовательный, у него всегда порядок, очень за дисциплиной следит…».
Слов нет, дисциплина – как учебная, так и рабочая – это хорошо. Вот только вопрос: за счет чего она достигается? Думается, страх – не лучшее средство для ее поддержания… Уже после возвращения из Азнакаева мне позвонили некоторые из педагогов, с которыми я встречалась. И еще раз очень просили: только не называйте наши имена! А депутат Рустем Салахов (между прочим, член комиссии горсовета по социальным вопросам) выслушал на сессии горсовета упреки от главы района – дескать, ворвался без приглашения на школьное собрание, вел себя там неподобающим образом… Значит, не заинтересовано районное начальство в том, чтобы разобраться в ситуации, сложившейся в гимназии?
Дать оценку фактам, изложенным в письме и собранным в ходе журналистского расследования, мы попросили республиканское Министерство образования и науки. В министерском департаменте надзора и контроля в сфере образования нам пообещали тщательно разобраться в ситуации. А вот к каким выводам пришла работавшая по письму комиссия Азнакаевского РУО, мы пока не знаем: попытки дозвониться до Дамира Гилязова оказались безуспешными.
Мы будем следить за происходящим в Азнакаевской гимназии.
Посредине учебного года 7 «Б» класс гимназии города Азнакаева остался без классного руководителя. Историк Зиля Ринатовна Шарипова, в которой души не чаяли и дети, и родители, взяла вдруг да и ушла в другую школу. Казалось бы, ну что такого – сменил учитель место работы… Но этот малозначительный, на первый взгляд, в жизни гимназии факт привел к довольно серьезным последствиям.