Сегодня в России сотни компаний построили прибыльный бизнес в области образования. Они гарантируют: мол, это легко стать магистром благодаря купленной дипломной работе или блестяще закончить курс с приобретенной курсовой.
Причем за недорого. А купить реферат – вообще копеечное дело. В этой торговой сфере продаются и покупаются любые учебные работы: есть спрос есть и предложение. Вот только возникает вопрос: как с сегодняшними липовыми студентами, за которых учатся посторонние тети и дяди, мы будем строить инновационную экономику и предлагать наших псевдоспециалистов в качестве конкурентных работников на рынках различных отраслей промышленности?..
“МЫ СОЗДАЕМ НАСТРОЕНИЕ!”
В Казани на остановке общественного транспорта мне «посчастливилось» наблюдать за промоутером, одетым в магистерскую мантию и квадратный академический головной убор. Он держал в руках большой яркий плакат, зазывающий народ воспользоваться услугами так называемого образовательного центра, бойко торгующего учебным товаром. А по ходу еще и умудрялся раздавать визитки этой фирмы.
Все чаще на улицах столицы республики встречается «живая» реклама по продаже рефератов, курсовых, дипломных, проектных, расчетных, контрольных и бакалаврских работ, а также бизнеспланов, отчетов по практике, чертежей, графиков, тестов, докладов, даже кандидатских, докторских диссертаций и научных конкурсных работ. В общем, продавцы готовы произвести любые учебные продукты и квалификационные труды, которые востребованы покупателями. Интернет нашпигован аналогичными предложениями. Не особо привередливые газеты их печатают, а радио озвучивает. По Казани ездят автомобили, разукрашенные броской рекламой “образовательных многостаночников”. В автобусах дают билеты, на обратной стороне которых “учебные зазывалки” с номерами телефонов. Реклама зачастую сопровождается подбадривающими слоганами типа “Мы создаем настроение!”, “С нами учиться легко!” и так далее…
Наверняка все помнят легендарную комедию Леонида Гайдая “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. И сдающего экзамен студента с перевязанным ухом, в котором был спрятан проводной наушник. “Прием, прием…” шептал студент, налаживая связь со своим подсказчиком. Научнотехнический прогресс усовершенствовал эту систему обмана преподавателей: сегодня продаются и сдаются в аренду беспроводные микронаушники размером с зернышко гречневой крупы. “С ними сессии, ЕГЭ и госэкзамены не проблема…” читаю в одном из многочисленных объявлений.
ВНЕ ПРЕДЕЛОВ КОМПЕТЕНЦИИ
Размах деятельности коммерческих фирм и частных лиц, открыто торгующих письменными учебными трудами, стал поистине беспрецедентным. У кандидата социологических наук, доцента кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета Лилии Низамовой данный факт вызывает справедливое возмущение. Поэтому она через Интернет-приемную обратилась к руководству татарстанского Министерства образования и науки с вопросами: “Как ваше ведомство относится к устойчиво растущему в крупных городах бизнесу по торговле рефератами, курсовыми и дипломными работами? Какие меры предпринимаются и какие формы сотрудничества с правоохранительными органами задействуются, чтобы нейтрализовать этот источник коррумпирования системы образования в республике?”.
Официальный ответ Минобрнауки за подписью первого заместителя министра Данила Мустафина удивил не только саму Лилию Равильевну, но и ее коллег. Признаюсь, и меня, журналиста, тоже. Оказывается, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, цитирую, “торговля рефератами, курсовыми и дипломными работами подразумевает под собой предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, где продавец по договору розничной куплипродажи обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью”.
Еще что удивительно этот товар относится к категории “произведений науки, литературы и искусства”, исключительные права на них могут быть автором по договору переданы заказчику, который будет использовать данный продукт по своему усмотрению. “В связи с вышеизложенным сообщаем, что торговля рефератами, курсовыми и дипломными работами не является нарушением законодательства в случае оформления торгующего лица в виде индивидуального предпринимателя или юридического лица и уплаты предусмотренных законодательством налогов”, говорится в завершение письменного послания.
Так что господа предприниматели могут продавать в нашей стране все что угодно хоть валенки, хоть диссертации для жаждущих остепениться. Чиновники от образования просто констатировали грустную российскую действительность, сопроводив свой ответ ссылками на статьи Гражданского кодекса. Таково, мол, у нас положение дел.
С теми же вопросами кандидат социологических наук обратилась в Минобрнауки РФ, которое переадресовало их в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Заместитель начальника управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Сергей Познышев официально ответил за все ведомство: «Поставленные в данном обращении вопросы выходят за пределы компетенции Рособрнадзора».
Комментарии, как говорится, излишни…
ЛИСТОВОЧНО-РЕКЛАМНЫЙ ШТУРМ
Доцент Лилия Низамова и студенты старших курсов факультета социологии КФУ провели пилотное исследование коммерческого рынка учебных студенческих работ Казани с использованием маркетингового метода “Тайный (таинственный, мнимый) покупатель”, который обычно применяется для аудита обслуживания клиентов. Были обследованы двадцать вузов татарстанской столицы. Из них только… Казанская духовная семинария оказалась свободной от назойливых листовок с предложениями приобрести готовые курсовые, дипломные и прочие работы. Кстати, у казанских продавцов учебных услуг «расклейка» самый распространенный способ рекламирования себя (на втором месте Интернет, на третьем многотиражные бесплатные газеты, далее общественный транспорт, «живая» и наружная реклама в виде постеров).
Если ректорат высшей школы еще както сопротивляется расклеиванию таких объявлений на стенах учебных зданий, то он не может предотвратить размещение рекламы в непосредственной близости от вузов на столбах, заборах и прочих поддающихся обклеиванию поверхностях.
Предложения отличаются широким выбором по всем учебным дисциплинам. Студентов искушают доступными ценами, исполнением любых условий заказчика и требований научного руководителя, гарантиями авторского текста, скидками и бонусными картами. Так, некоторые фирмы обещают первокурсникам двадцатипроцентную скидку, подсаживая молодежь на “антиобразовательную иглу” уже с первых шагов учебы в вузе.
Из многочисленных продавцов социологи для своего опроса отобрали около тридцати, у которых и намеревались “купить” курсовые и дипломные работы. В этот список вошли учебные и образовательные центры, “поголовно” имеющие звучные названия (намеренно не будем их рекламировать), ассоциирующиеся с успешностью, ученостью, эрудированностью, компетентностью. Также не обошли вниманием и объявления от частников.
НА ШИРОКУЮ НОГУ… И УЗКИЙ АНТУРАЖ
В результате исследования выяснилось, что ряд таких фирм официально зарегистрирован. У них есть офисы продаж, штат сотрудников, сайты в Интернете. Некоторые имеют междугородный «статус» обслуживают студенчество не только Казани, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы, Екатеринбурга, Тольятти… И даже международный к примеру, работы для учащихся казанских высших школ пишутся в Украине, Беларуси. Все это свидетельствует о профессионализации и укреплении данного рынка.
Фирма «Y» беспардонно использует в оформлении своих рекламных визиток и главной страницы сайта фото исторического корпуса Казанского федерального университета. Оказывается, изображение одного из старейших учебных заведений России не зарегистрировано в качестве торговой марки. Выходит, этот бренд может использовать кто угодно и в каких угодно целях.
Учебный центр «Z» не стесняется размещать на собственном сайте фотографии своих сотрудников, информацию о них и о количестве сделанных ими работ. Клиенты же оставляют здесь свои отзывы, часть из которых, очень вероятно, является доморощенным элементом пиара. Читаем один из них: «Мне досталась строгая преподавательница по финансам. Старшекурсники и преподаватели говорили, что у нее жесткие требования и угодить ей практически невозможно. Прихожу в ваш центр, и мне говорят, что для этого преподавателя работы пишутся уже несколько лет. И все ее требования знают от и до. В итоге заказал работу и успешно защитился. Спасибо…»
Как правило, офисы таких фирм расположены рядом с вузами. Многие из этих центров работают на «учебном» рынке от четырех до двенадцати лет. То есть закрепились на нем основательно.
Мы говорили об официально зарегистрированных предприятиях, расклеивающих рекламные листовки близ казанских вузов. Львиная же доля объявлений, согласно исследованиям, содержит только номера сотовых телефонов частных лиц подрабатывающих преподавателей, аспирантов, студентов, а в основном их посредников.
ПОЧЕМ НЫНЧЕ «ОПИУМ» ДЛЯ НАРОДА
Итак, практически все попытки «тайных покупателей» приобрести курсовые и дипломные работы в образовательных центрах и по объявлениям, где указывались только номера телефонов (иногда еще и имена), увенчались успехом. Несколько отказов по дипломам были мотивированы несовпадением интересов (продавцы специализировались на экономических и юридических дисциплинах, а нужны были работы по социогуманитарным) и большой загруженностью заказами (что свидетельствует о востребованности рынка). Стоимость курсовой варьирует от трехсот рублей (в случае скачивания из Интернета) до почти двух тысяч (за оригинальный якобы текст). За дипломную работу придется выложить от двух тысяч рублей (полностью рунетовский) до более двадцати тысяч. Цена зависит от сроков исполнения заказа и авторитетности вуза, в котором обучается покупатель.
Сроки выполнения «курсовика» колеблются от одного дня до двух недель. Чем быстрее, тем дороже – обычно на 30 процентов. «Дипломник» делают от двух недель до полутора месяцев. Срочность обойдется в доплату на 2530 процентов. Но действует и система скидок. К примеру, максимальные для первокурсников. Неплохие преференции можно получить в случаях заказа большого количества работ или привода дополнительных клиентов.
На вопрос, кто пишет работы, «респонденты» отвечали: мол, надежные квалифицированные специалисты, преподаватели, в том числе вашего вуза, аспиранты. Некий Руслан, которому я позвонила по частному объявлению, размещенному в известной рекламной газете, в разговоре со мной признался: «В этом бизнесе действует в основном конвейерный способ. Если ты социолог, а хочется заработать по максимуму, то будешь писать работы и по психологии, и по педагогике, и по истории… То есть научишься гибко реагировать на любые потребности клиентов». У меня возникла «потребность» в курсовой на тему «Сопромат как способ выживания млекопитающих в подводном мире». И посредник Руслан ничтоже сумняшеся принял по телефону мой заказ…
В ходе опроса все без исключения продавцы гарантировали качественное выполнение как «курсовиков», так и «дипломников». Во втором случае уверяли: «Без проблем доведем до защиты», «Проколов никогда не было», «В противном случае вернем деньги, но на основании рецензии преподавателя»… Последнее заверение объяснили просто: бывает, студенты успешно защищаются по купленной работе, а потом требуют вернуть заплаченные за нее деньги, утверждая, что не защитились.
Один из преподавателей КФУ рассказал о таком, на мой взгляд, курьезе, который мог произойти только в нашей стране. Студент приобрел в образовательном центре «N» дипломную работу, а госкомиссия ее зарубила. Несостоявшийся выпускник подал в суд на эту фирму. И, представляете, иск незадачливого покупателя был удовлетворен, ему вернули деньги…
Также гарантируется конфиденциальность. Примечательно, что такие гарантии дает образовательный центр, на сайте которого слово «конфиденциальность» написано аж с тремя ошибками: «канфидициальность»!
Единицы из продавцов учебного товара заключают с заказчиком договор куплипродажи. При оплате работ юридические лица выдают кассовые чеки. Индивидуальные предприниматели, да и то далеко не все, выписывают лишь товарные чеки. Все это подтверждает то, что этот бизнес существует и уверенно себя чувствует только потому, что им никто не занимается ни правоохранительные органы, ни образовательные, ни налоговики, ни властные структуры.
ОДОБРЯМ ИЛИ НЕ ОДОБРЯМ?
Лилия Низамова провела пилотный анкетный опрос среди студентовсоциологов КФУ на предмет: одобряют они образовательный бизнес, не одобряют его или относятся к нему нейтрально. В результате студенты разделились на три примерно одинаковые группы. Первые объясняли свою позицию одобрения тем, что люди зарабатывают на жизнь как умеют; спрос рождает предложение; бизнес есть бизнес, здесь любые средства хороши; это взаимовыгодный бизнес, главное, чтобы работа была выполнена на совесть; идиотам тоже надо помогать.
Наиболее популярные мотивы неодобрения: в итоге имеем плохих специалистов; это провоцирует интеллектуальную деградацию; снижает качество образования; продаваемые работы не отличаются высоким качеством и уникальностью; студенты начинают лениться.
Почему студенты покупают учебные работы? В ответах на этот вопрос главенствует позиция «не хватает времени». Чаще всего заказчиками такого товара являются учащиеся коммерческих и не очень престижных вузов, заочники, работающие студенты и спортсмены.
В экономической социологии есть такие понятия, как центральный рынок труда и периферийный. По словам Лилии Равильевны, сегодня в системе образования тоже произошло определенное ранжирование высших учебных заведений по качеству образования, которое они дают. И с точки зрения качества знаний, профессорско-преподавательского состава, требований к персоналу и учащимся есть периферийные вузы. Даже если в коммерческих вузах работают сильные преподаватели, то многие из них “временщики”: отчитали свои лекции и ушли. И продолжат ли они свои занятия в следующем году, неизвестно. Этот периферийный сегмент потенциально является тем полем, где создается спрос. К тому же студенты коммерческих вузов привыкают за все платить, они готовы отдавать деньги, в том числе и за учебные работы. В основном им важна сама «корочка», а не знания.
Негативную роль играет и доступность высшего образования. Зачастую молодые люди учатся не там, где им интересно, а там, куда их “поступили” или они смогли пройти по результатам ЕГЭ.
Сказывается и недоработка преподавателей, которые не могут или не хотят реально помочь студенту, поощрить его к самостоятельной работе, проявлению творчества.
Так что образование в нашей стране стало товаром, и все мы в той или иной степени являемся участниками этого рынка.
К БАРЬЕРУ!
Такая ситуация особенно характерна для России, Украины и Беларусии. Она стала результатом быстрого распространения Интернета. И в развитых странах с ней сталкиваются, однако там ей активно противодействуют. В зарубежных вузах функционируют дисциплинарные комиссии, которые отслеживают, какой объем информации студент скачал из Всемирной паутины: если небольшой его для начала предупредят о возможных последствиях. Но если инцидент повторится исключение из вуза неизбежно. И с таким «клеймом» поступить в другое учебное заведение практически невозможно.
В 2009-2010 годах на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратуру) вышли федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Некоторые вузы уже работают по ним, остальные – присоединятся к следующему учебному году. Новые стандарты ставят перед профессорско-преподавательским составом очень высокую планку. Фактически наша высшая школа должна выйти на мировой уровень, а студенты стать конкурентоспособными.
Поэтому назрела необходимость создавать в вузах барьер на пути копирования учебных работ, иначе смысла в них нет никакого. Например, в вузах Великобритании снижается количество обязательных письменных заданий, которые выполняются вне непосредственного контроля преподавателей. В России такое вряд ли пройдет, поскольку новые федеральные стандарты, наоборот, требуют от студентов выполнения массы самостоятельных проектных работ.
В принципе, элементарная проверка текстов по электронной системе «Антиплагиат» выявит процент их копирования. Однако нет общефедеральных документов, которые обязывали бы преподавателей заниматься этим. По данным «Российской газеты», из трех тысяч отечественных вузов лишь 14 установили программу «Антиплагиат», плюс паратройка вузов разработали собственные системы контроля.
К татарстанским учебным заведениям это не относится.
В Высшей школе экономики (Москва) все рефераты, курсовые и дипломные работы преподаватели обязаны пропускать через «Антиплагиат» на то есть соответствующий приказ ректора. Кроме того, в процессе экзаменов здесь применяются «глушилки», что делает бессмысленным использование студентами микронаушников. В Санкт-Петербургском государственном университете создали свою версию
«Аура-Текст». Первое тестирование по ней показало: списывается из Интернета 90 процентов текста. В отличие от ВШЭ, в СПбГУ проверкой работ занимается один сотрудник, за что получает прибавку к зарплате.
А У НАС ТИШИНА
В прошлом году Лилия Низамова через Интернет-приемную казанской мэрии обратилась к городским властям с вопросом: «Если по действующему законодательству нельзя закрыть фирмы, торгующие учебными работами, то почему бы их не штрафовать за несанкционированное размещение объявлений? Ведь эти конторы создают Казани имидж не студенческого города, а города, «где все покупается». Реакция последовала уже через несколько дней. Начальник управления по организации работы административной комиссии и координации административного контроля исполкома Казани Гульшат Гисматуллина, которую в столице республики считают главным борцом с объявлениями о досуговых услугах, при встрече с Низамовой указала на административные сложности, связанные с блокированием телефонов таких фирм. Эта сфера компетенции не города, а федерального центра. К тому же, в соответствии с нынешним законодательством, проверки предпринимателей нельзя осуществлять чаще одного раза в три года. В исключительных случаях требуется «добро» прокуратуры.
И все же преподавательница на всякий случай оставила Гисматуллиной свою коллекцию телефонных номеров продавцов «учебных» услуг…
Недавно министр образования Украины Дмитрий Табачник официально заявил, что его ведомство «планирует внедрить в работу вузов специальную программу, которая будет бороться с плагиатом, и в стране совместно с МВД будет организована проверка фирм, предлагающих услуги по написанию курсовых, дипломных работ, диссертаций и рефератов». Видимо, у соседей уже накипело.
А у нас тишина…
Лилия Низамова,
кандидат социологических наук:
И государственным, и коммерческим вузам невыгодно отчислять учащегося, скачавшего работу из Интернета или купившего ее у посредника. Первым потому, что от количества студентов рассчитывается нагрузка на преподавателей, да и показатели успешности вуза, установленные Рособрнадзором, не хочется портить. А вторым потому, что каждый студент воспринимается в качестве дензнака: чем больше учащихся, тем выше прибыль».
Фарида Якушева,
преподаватель КГТУ имени Туполева:
«Когда я начала преподавать на кафедре истории и связей с общественностью, то, принимая курсовые работы у студентов, сразу проверяла их на плагиат. Попадаются даже такие индивидуумы, которые забывают поменять имя автора на титульном листе «курсовика». Доходит порой до смешного. В курсовой работе, сданной парнем, написано: «Мне, как молодой девушке, интересно читать в журнале «Cosmopoliten»…» А студентка в «курсовике», посвященном журналу «Psychologies», себя называла диссертантом. И подобных примеров можно привести массу.
Михаил Фишбейн,
окончил Уорикский университет (Великобритания):
«За все годы учебы я не встречал студента, который решился бы скачать работу из Интернета или купить ее, такого там просто нет! Это слишком рискованно. Если тебя застукают на плагиате, то неминуемо ожидают серьезные последствия. Можно потерять все возможность продолжить обучение, деньги, репутацию».
личный опыт
Митрофанушки отдыхают…
Корреспондент «РТ» побывала в одной из таких контор, расположенной неподалеку от Казанского государственного архитектурностроительного университета. Появлению дамы отнюдь не студенческого возраста никто не удивился. Хотя чему тут удивляться следом за мной явился папаша потенциального горепроектировщика, студента КГАСУ, и заказал для своего сына курсовую работу на тему «Экономика Татарстана в едином экономическом пространстве РФ».
Занимаю наблюдательную позицию. На стене комнатушки площадью не более шести квадратных метров прикреплена копия свидетельства о регистрации гражданина Н. в качестве индивидуального предпринимателя. Из интерьера в помещении стол с компьютером и небольшой шкаф. О том, что услуги этого предприятия востребованы, свидетельствует очередь из десяти молодых людей. За компьютером женщинаоператор, похожая на восьмирукую индийскую богиню: так проворно она умудряется одновременно обслуживать нескольких клиентов и при этом отвечать на телефонные звонки.
Скудоумие некоторых учащихся высшей школы поразительное. Возвращают купленные здесь «дипломники», говорят, что преподаватели велели доработать их. Но они не в состоянии объяснить оператору, что конкретно нужно переделать…