Семь раз отмерить…

Каким видится мне Казанский федеральный университет

Каким видится мне Казанский федеральный университет

Преобразование Казанского государственного университета решением руководства страны в Казанский (Приволжский) федеральный университет наряду с другими мерами предполагает присоединение к КГУ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского финансово-экономического института, Елабужского государственного педагогического университета, а также, вероятно, и некоторых других вузов республики. Предполагается, что в результате родится крупнейший по всем параметрам, мощный университет, каковых во всей стране будет лишь несколько.

На фоне понятных чувств гордости за создающийся Казанский (Приволжский) федеральный университет, естественного желания видеть в нем один из крупнейших центров подготовки и воспроизводства кадров ХХI века возникают одновременно и некоторые вопросы-сомнения в связи с предстоящим исключительно сложным процессом формирования этого вуза, определения содержания, структуры, специальностей, по которым будут готовиться будущие выпускники.

Размышляя о структуре, особенностях нового университета, я, разумеется, осознаю, что вопросы, касающиеся функционирования вузов, обычно рассматриваются и решаются в Министерстве образования и науки Российской Федерации, в ведении которого находятся высшие учебные заведения. К правомочиям же и компетенции самих вузов, как это принято в нашей стране, относятся вопросы организации учебно-воспитательного процесса и научной деятельности на основе государственных стандартов и других циркулярных документов, направляемых из Москвы. То есть в результате жесткой централизации и регламентации в системе высших учебных заведений, как, впрочем, и во многих других сферах нашей жизни, для самостоятельного и творческого решения вопросов своей жизнедеятельности у вузов, как правило, остается маловато прав.

И тем не менее мы с удовлетворением можем отметить, что курс, взятый руководством страны на инновационные подходы к организации жизни общества, позволяет во многом по-новому осуществлять деятельность вузов. Что касается федеральных университетов, то некоторое время назад в СМИ была обнародована информация о том, что им будет дано право самим разрабатывать государственные образовательные стандарты. Примером для подражания в этом отношении может служить Московский государственный университет, который принял программу своего развития до 2020 года. Она предусматривает серьезные изменения в подготовке кадров, призванных наряду с глубокими знаниями по избранным специальностям обладать широким кругозором и владеть несколькими языками. В МГУ особое внимание будет уделяться дополнительным дисциплинам: на гуманитарных факультетах будут вводиться естественно-научные курсы, а на естественно-научных – гуманитарные с акцентом на изучение истории, философии и иностранных языков. Замечу попутно, что в Московском государственном университете в противовес болонской системе “бакалавр-магистр”, вызывающей в нашей стране ожесточенные споры, возвращаются к старому, полностью оправдавшему себя специалитету. Развивать бакалавриат в МГУ не планируют.

Нет сомнения, что руководители и организаторы учебно-воспитательного процесса в Казанском федеральном университете при создании проекта развития нового федерального вуза внимательно изучат опыт и Московского, и Санкт-Петербургского университетов и других элитных вузов и возьмут на вооружение все лучшее из него.

Естественно, и у самого КГУ, старейшего и крупного вуза, есть немало положительного и ценного, что следует заложить в основу формирования федерального университета. Вместе с тем убежден, что в его формировании должны участвовать и присоединяемые к нему солидные вузы, такие как Татарский гуманитарно-педагогический университет – один из крупных и старейших педагогических вузов страны. В опыте каждого из этих вузов найдется немало ценного, заслуживающего внимания и достойного того, чтобы быть учтенным при организации учебно-воспитательного процесса в федеральном университете.

Так, Казанскому педагогическому университету (ранее институту) всегда было свойственно очень активно и плодотворно заниматься воспитательной работой со студентами, и в этом плане здесь накоплен богатый опыт, которым непростительно было бы пренебречь. При подготовке программы развития КФУ необходимо учесть также наработки педуниверситета по подготовке специалистов со знанием татарского языка. В чем суть этих наработок?

Учитывая, что выпускники-педагоги востребованы прежде всего в Татарстане, в педуниверситете осуществлялось обучение выпускников татарских школ на младших курсах по ряду дисциплин, в том числе естественно-математических, на их родном языке. Такая практика преследует цель подготовить учителей, способных успешно работать в татарских школах. К тому же, чтобы студенты-татары хорошо владели русским языком, для них введены дополнительные занятия по русскому языку. Для русскоязычных же студентов с учетом того, что многим из них предстоит работать в Татарстане, преподается татарский язык.

Резон от такой практики очевидный: осуществляется подготовка кадров со знанием двух необходимых для успешной работы в школах Татарстана языков и на практике реализуется закон о государственных языках в республике.

 Задача же Казанского федерального университета, на наш взгляд, видится в том, чтобы студенты-выпускники владели как минимум тремя языками: русским, татарским и одним из иностранных, как правило, английским.

 Говоря о перспективах развития КФУ, я полагаю, что из его стен будут выходить специалисты качественно другого уровня – более высокого, чем сейчас. И прежде всего специалисты – национальные кадры для нашего Татарстана, хорошо знающие родной язык, историю, культуру, обычаи, этнографию татарского народа. Обоснованной мне видится озабоченность татарской интеллигенции тем, насколько глубоко заинтересовано руководство Казанского (Приволжского) федерального университета в подготовке широкоэрудированных, высоко-квалифицированных специалистов, призванных добросовестно решать благородные задачи развития языка, культуры, истории татарского народа. Такая озабоченность возникла именно в связи с предстоящим присоединением к КГУ нынешнего ТГГПУ, который в течение многих десятилетий обеспечивал как Татарстан, так и регионы компактного проживания татар в Российской Федерации учителями родного языка и литературы. Структура и содержание учебно-воспитательного процесса КФУ не могут не учесть этот фактор.

 Каким, на мой взгляд, образом? Казанский федеральный университет, вероятно, будет иметь в своем составе отдельные институты. Наиболее значительным среди них, в моем представлении, будет гуманитарный, возможно, восточно-гуманитарный институт, предназначенный для подготовки широкого круга специалистов – языковедов, литературоведов, историков, археологов, этнографов, культурологов, философов и других с хорошим знанием татарского, русского и английского (возможно, и арабского или турецкого, персидского, другого восточного языка), татарской, русской и зарубежной литературы, истории татарского народа, философии, а также со знанием истории религии, татарской и русской культуры.

 Реализация задач модернизации общества диктует потребность именно в таких кадрах – с глубокими знаниями и широким кругозором. В свою очередь это потребует значительных средств и, возможно, большего срока обучения, скажем, шести лет, как, например, задумано в Московском государственном университете. На такие затраты государство должно пойти, если оно хочет, чтобы Российская Федерация и ее субъекты были подлинно цивилизованными, передовыми, по-настоящему развитыми, культурными и демократичными образованиями.

Рузаль ЮСУПОВ,

доктор филологических наук, академик АН РТ

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще