Издательство “Магариф” выпустило довольно необычное учебное пособие “Я и моя родословная”, предназначенное для изучения в старших классах средней общеобразовательной школы основ генеалогии – одной из важных составляющих исторического познания. В книге освещены вопросы, связанные с составлением генеалогической таблицы, родословного древа, поколенных росписей и т.д. Автор учебного пособия – ведущий специалист Республиканского института повышения квалификации работников образования, доктор исторических наук, профессор Файзулхак Ислаев.
Во все времена цивилизованные народы обращали особое внимание на сохранение своей исторической, родовой памяти, хорошо понимая, что через изучение истории рода, семьи новые поколения осознают себя частью единого целого, продолжателями дела своих предшественников. Наконец, именно через генеалогию молодежь лучше познает историю Отечества, традиционную культуру и обычаи своего народа. Современные генеалогические изыскания, наполняя души и сердца людей чувством гордости за свою родословную, ратные и трудовые свершения предков, тоже являются действенным средством воспитания подрастающего поколения в духе любви и уважении к своим родителям, прародителям и нации в целом.
Интерес к генеалогии активизируется тогда, когда происходят коренные перемены в общественном сознании, переосмысление прошлого, духовное и культурное возрождение общества. Именно в такую эпоху живем и мы. А потому досадно, что до сих пор наша система школьного образования не имела специализированного учебного пособия по изучению основ генеалогии, учитывающего региональный и национальный компоненты.
Между тем воспитание патриотизма на примере истории, духовно-нравственных ценностей, накопленных предшествующими поколениями, есть одна из краеугольных задач современной системы школьного образования. И здесь примером могут служить наши соседи из Башкортостана, где изучение и составление родословных шеджере в школах, других образовательных учреждениях давно являются действенным средством учебно-воспитательного процесса. В нашей же республике в этом направлении делаются лишь первые шаги.
В этом контексте книга
Ф.Ислаева является первым учебным пособием с системным изложением основного круга вопросов, касающихся изучения генеалогии и практического применения этих знаний. Теоретический материал автор подкрепляет конкретными примерами из жизни, богатым иллюстративным рядом, что значительно “оживляет” учебный процесс, делает его интересным и увлекательным. Усвоение учебного материала облегчают вопросы и задания по содержанию глав и параграфов пособия, а также специализированный толковый словарь. В целом методический аппарат учебного пособия ориентирован на активные формы обучения.
Удачно разработаны и проблематика учебного материала, методика и последовательность его подачи. Основное содержание книги составляют такие главы, как “Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина”, “Методика составления родословия”, “Устные генеалогические источники”, “Письменные генеалогические источники”, “Архивы и архивные источники”, “Имя и родословная”, “Термины родства и свойства”, “Историческая хронология и генеалогия”, “От личных знаков к государственному символу” и другие.
Ценность для будущих генеалогических исследований представляет и список научной литературы по генеалогии на татарском и русском языках, включающий 117 наименований книг и статей, а также адреса федеральных, республиканских и областных архивов.
Безусловно, что учебное пособие, разработанное доктором исторических наук профессором Ф.Ислаевым, представляет интерес не только в системе общеобразовательных школ, но и для историков-краеведов, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся генеалогией.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что автор не остановится на достигнутом и на основе уже имеющегося научного и практического опыта разработает специальное учебное пособие по татарской генеалогии.
Рашид ГАЛЛЯМ,
кандидат исторических наук