Кому повара с высшим образованием?

Около двухсот выпускников вузов в прошлом учебном году пришли в техникумы и училища, чтобы получить рабочие специальности.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Около двухсот выпускников вузов в прошлом учебном году пришли в техникумы и училища, чтобы получить рабочие специальности. Молодые люди, имеющие диплом о высшем образовании, охотно учились на поваров, газосварщиков, специалистов в сфере гостиничного бизнеса…

Большой популярностью в последние годы также пользуются краткосрочные платные (!) курсы по рабочим профессиям – их стали организовывать для своих студентов даже некоторые вузы. Все это, полагает министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, свидетельствует о том, что молодежь стала более осознанно подходить к выбору своего будущего и все больше внимания обращает на профессии, реально востребованные рынком труда.

На прошедшем в Кабинете Министров брифинге, где речь шла о популяризации рабочих и инженерных профессий, Айрат Шафигуллин рассказал о том, что в последние годы удалось добиться определенного перелома в обществе по отношению к начальному и среднему профессиональному образованию. Уровень наполняемости лицеев, техникумов и колледжей, подведомственных Минтруда, составляет почти 90 процентов, а ведь еще три года назад прием в них выполнялся не более чем наполовину. В этом году на некоторые специальности начального профессионального образования конкурс доходил до четырех человек на место (странно только, что почему-то совсем не пользовалась популярностью такая, например, востребованная специальность, как строитель).

То, что выпускники высшей школы приходят учиться в колледжи и лицеи, тоже свидетельствует: молодые люди наконец осознали, что высшее образование совсем не гарантирует успешной профессиональной самореализации.

Но проблема диспропорции в системе профессионального образования по-прежнему актуальна. Так, если в вузы нынче в Татарстане поступило более 20 тысяч выпускников 11-х классов, то в учреждения среднего профессионального образования – около 6,5 тысячи, а начальное профессиональное образование пожелали получить меньше трех тысяч вчерашних одиннадцатиклассников.

Одновременно, даже невзирая на кризисный период, в республике ощутимой остается нехватка квалифицированных рабочих кадров. Свидетельством чему – многочисленные заявки работодателей на привлечение иностранной рабочей силы. Отчасти высокий спрос на гастарбайтеров объясняется недобросовестностью самих работодателей, которые в среднем готовы платить иностранцам не более 10 тысяч рублей в месяц. Но и иждивенческие настроения татарстанской молодежи имеют место быть. Вот, скажем, открывается в Елабуге и Набережных Челнах производство автомобилей Fiat.

– При объемах производства в триста-пятьсот тысяч автомобилей потребность в специалистах там составит шесть-восемь тысяч человек, – говорит Айрат Шафигуллин. – Причем нужны не только рабочие, но и инженеры, менеджеры, топ-менеджеры. Для них готовы организовать обучение в Турине. Но у нас нет такого количества специалистов нужного уровня и, прямо скажем, нет такого количества желающих работать, потому что на предприятиях западного типа достаточно жесткие темпы и не все наши граждане к этому готовы.

Еще один показательный факт: из 800 выпускников нынешнего года, “проваливших” ЕГЭ, учиться в лицеи и колледжи пока пришли только около 200 человек. Остальные, видимо, не очень стремятся получить профессию…

Но, несмотря на подобные факты, на будущее профессионального образования в Минтруда все же смотрят с оптимизмом. Здесь планируется довести до конца оптимизацию учебной сети – уже сегодня число профессиональных училищ сократилось с 79 до 39, а в перспективе планируется все учреждения профессионального образования сделать как минимум двухуровневыми. То есть начальное образование станет первой ступенью обучения в колледже, и каждый студент сможет сам определить для себя, остановиться ему на этой ступени или продолжить учебу. А на базе трех вузов – федерального и двух научно-исследовательских университетов – будут созданы трехступенчатые кластеры, в структуре которых начнут работать лицеи и колледжи, выпускники которых станут получать университетские “корочки” (также с возможностью при желании продолжить обучение на более высоком уровне).

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще