В казанских вузах подводят итоги вступительной кампании
Прошлогоднюю вступительную кампанию в вузах, напомним, окрестили “образовательным туризмом”. Возможность подавать результаты ЕГЭ в неограниченное количество вузов и на любое число специальностей привела к тому, что приемные комиссии просто захлебнулись от вала абитуриентов. Нынешнее изменение регламента вступительной кампании не только значительно облегчило работу приемных комиссий, но и, судя по всему, сыграло на руку региональным университетам.
Напомним: нынче абитуриенты уже не могли рассылать результаты своих ЕГЭ куда угодно, а только в пять вузов и только на три специальности в каждом. К тому же и количество волн зачисления сократили с трех до двух. В итоге многие абитуриенты, даже с высокими баллами ЕГЭ, видимо, побоялись “пролететь”, понадеявшись на столичные университеты, и решили сделать ставку на местные вузы.
В Казани свою роль наверняка сыграл и тот факт, что три наших университета в минувшем учебном году обрели новый статус – КГУ стал федеральным университетом, а оба КГТУ – и технический, и технологический – национальными исследовательскими университетами. В приемных комиссиях всех трех вузов нам рассказали, что нынче значительно выросли проходные баллы, что свидетельствует о необычайно сильном наборе студентов. При этом в технологическом университете, рассказал нам ответственный секретарь приемной комиссии вуза Марат Валеев, все бюджетные места были полностью закрыты уже в первую волну приема. Большинство бюджетных мест закрылось в первую волну и в Казанском федеральном, и в техническом университетах.
Вступительные ограничения, видимо, способствовали и более серьезному подходу к выбору специальности. В прошлом году в КГУ, например, были прецеденты, когда один и тот же человек претендовал на поступление и на биофак, и на татфак, а в технологическом университете на каждого абитуриента приходилось по 10 заявлений на разные специальности. Нынче абитуриенты поступали более обдуманно и, что не может не радовать, выбирали те специальности, которые сегодня более востребованы на рынке труда.
– Приятно отметить, что нынче значительно вырос конкурс на физико-математические направления подготовки, – констатирует ответственный секретарь К(П)ФУ Сергей Ионенко. – Не было проблем с набором на физфак, мехмат. В то же время появились проблемы на некоторых гуманитарных факультетах – снижается интерес к русской филологии и достаточно сложная ситуация на татфаке, где практически нет конкурса.
В то же время в лидерах по-прежнему остаются экономические специальности. Так, в К(П)ФУ, по словам Сергея Ионенко, на 65 бюджетных мест экономфака было подано более 3 тысяч заявлений! При этом у большинства абитуриентов в активе были только те три ЕГЭ, которые и необходимы при поступлении на данный профиль, – русский язык, математика и обществознание. Этим, по мнению Сергея Ионенко, вчерашние школьники заведомо обрекли себя на неравные конкурентные условия – создав немыслимый конкурс на одних специальностях, они уже не могли претендовать на другие.
– Вообще, сегодня выпускнику, чтобы уверенно чувствовать себя во вступительном конкурсе, необходимо сдавать четыре-пять ЕГЭ, – полагает ответственный секретарь приемной комиссии федерального университета. – Тем более что с будущего года, видимо, в вуз будут принимать по четырем ЕГЭ. На гуманитарные специальности добавляется английский язык, на естественно-научные, в зависимости от профиля, – информатика, химия, география…
Но вернемся к потенциальным экономистам. На этих специальностях (а в К(П)ФУ – еще и на юрфаке) в основном концентрируются льготники. В прошлом году, напомним, такие абитуриенты создавали просто немыслимый ажиотаж на отдельных направлениях подготовки. Нынче им, как и всем, пришлось делать выбор – куда подать документы. В итоге серьезных проблем с льготниками, отметили вузы, не возник-ло. Хотя в технологическом университете на двух-трех специальностях экономического профиля они и заняли все немногочисленные бюджетные места. Зато в техническом университете, где в прошлом году наблюдалась аналогичная картина на гуманитарном факультете, нынче, по словам ответсека приемной комиссии Алексея Лопатина, туда смогли-таки поступить и абитуриенты, идущие в общем конкурсе. Что касается разговоров о том, что предоставляемые справки, дающие право на льготы, надо бы проверять, потому что некоторые из них явно вызывают вопросы, то этим, заметил Лопатин, приемные комиссии заниматься точно не будут – у них и без того дел хватает, а ситуация с льготниками пока не настолько напрягает вузы.
Отметили в казанских университетах и еще один момент, отличающий нынешнюю вступительную кампанию от прошлогодней: абитуриентов, приезжающих из соседних регионов с необычайно высокими баллами ЕГЭ, стало ощутимо меньше. Хотя в целом иногородних поступающих в Казани прибавилось. Но, видимо, те, кто имел в своем активе под 300 баллов за 3 ЕГЭ (а такие абитуриенты в прошлые годы активно приезжали к нам из Марий Эл и Чувашии), в новых условиях игры предпочли прорываться в столичные вузы, что не может не радовать “середнячков” – выпускников со средними баллами.
– Вообще, эти самые “середняки”, как правило, ориентированы на конкретные специальности. Поэтому вузы в них заинтересованы – каждому хочется набрать “своих” студентов, а не тех, кто мечется до последнего, выбирая, куда лучше отдать оригиналы документов, – полагает Алексей Лопатин. – И мне кажется, правильнее было бы даже проводить зачисление в вузы в одну волну, чтобы не нервировать ожиданием ни самих поступающих, ни их родителей. Свобода выбора – это, конечно, хорошо, но ею надо уметь пользоваться, а практика показывает, что к этому наши школьники пока не очень готовы. У нас в прошлом году были случаи, когда в результате такой вот беготни люди с высокими баллами вообще оставались ни с чем – пока они думали и решали, все места уже оказались заняты.
Однако будет ли федеральное Министерство образования и науки снова менять правила игры? Видимо, будет – такой вывод можно сделать по итогам пресс-конференции руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой, прошедшей в Москве 30 августа. Правда, о количестве волн там ничего не говорилось. Зато упомянули так называемых целевиков – тех, кто поступает в вузы по целевому приему, имея направление от какой-либо организации или предприятия. Не секрет, что для отдельных абитуриентов, не слишком успешно сдавших ЕГЭ, но имеющих родителей “со связями”, целевой прием является еще одной лазейкой, чтобы учиться на бюджетном отделении вуза. Впрочем, плохо не то, что они с маленькими баллами становятся студентами, а то, что после окончания вуза они могут “забыть”, что государство учило их под конкретный заказ. Чтобы сделать ситуацию более прозрачной, предполагается в приказах о целевом зачислении указывать, какая организация направляет учиться данного абитуриента. Прорабатывается и вопрос об обязательном закреплении таких специалистов в этой организации – это, полагают федеральные чиновники, заставит работодателей более серьезно относиться к раздаче целевых направлений.
И еще об одном предполагаемом новшестве сообщает Рособрнадзор. Он предлагает ограничить льготы для призеров и победителей олимпиад. Чтобы по льготе, то есть вне конкурса, они могли поступать только в один конкретный вуз, а в другие шли по общему конкурсу. Тут, конечно, есть масса вопросов. Олимпиадники, будучи в массе своей людьми с довольно нестандартным мышлением, ЕГЭ часто пишут слабее “стандартных” отличников, то есть повезет ли им в общем конкурсе – еще вопрос. Так зачем же ограничивать в правах заведомо умных детей, при этом оставляя те же права многочисленным “медицинским” льготникам? В общем, думается, не с того конца хотят подступить к очередным реформам в этом вопросе…