Болгар и Свияжск как стык цивилизаций

Сегодня занятия во всех школах Татарстана начнутся с уроков, посвященных возрождению исторических памятников древнего Болгара и острова-града Свияжска.

Сегодня занятия во всех школах Татарстана начнутся с уроков, посвященных возрождению исторических памятников древнего Болгара и острова-града Свияжска. В этой связи Институт развития образования (ИРО) РТ разработал методические рекомендации “Историко-культурное наследие народов нашей республики: древний город Болгар и остров-град Свияжск”. О том, почему эта тема так актуальна для современной школы и на что педагогам нужно обратить особенное внимание при проведении столь важных уроков, мы говорили с ректором ИРО профессором Раисом Шайхелисламовым.

– Раис Фалихович, с чем связано такое внимание к древности в современной школе?

– Сегодня школа столкнулась с ситуацией, когда в условиях переоценки ценностей в процессе воспитания обнаружилась особая потребность в обращении к истокам духовности. Без этого воспитание утрачивает свой стержень. Патриотизм – не абстрактное понятие, любовь к родине вырастает из знания истории, насыщенной личностями, достойными подражания, местами исторической памяти, вошедшими в души. Человек бездуховный живет, не ощущая своих корней, ответственности в этой жизни. Нужны новые усилия, чтобы школьники стали полнее осознавать причастность к истории своей земли, связь с тем, что было до них. Потому и прозвучали слова первого Президента нашей республики Минтимера Шариповича Шаймиева: “Восстановление Болгара и Свияжска – это новая ступень возрождения духовности”.

– И все же, почему именно Болгар и Свияжск оказались здесь в числе главных приоритетов?

– Вы задали интересный вопрос, полагаю, об этом многие размышляют. Что такое исторический памятник? Не просто сооружение, представляющее ценность с точки зрения архитектуры или искусства, это исторический образ, это след в истории, который ведет в современность. Болгар и Свияжск – святыни двух наиболее многочисленных народов, населяющих современный Татарстан. На территории Болгара в 922 году был в качестве государственной религии принят ислам, для мусульман это – святое место и крупный центр паломничества, Свияжск как уникальный памятник – это достояние всей России, настоящая жемчужина Поволжья. Это как раз тот случай, когда государственная политика реализуется, опираясь на принцип исторической преемственности в вопросах воспитания, и тем самым отвечает настроениям самых широких слоев населения.

– Все так, но совсем не исключено, что эти два поселения могут быть восприняты как символы минувшего противоборства государств и народов. Как тут быть учителю?

– Я уверен, что наши учителя сумеют избежать односторонности. Многомерный подход, собственно, и заложен в наших методических рекомендациях. В истории всех народов есть события, которые отмечены конфликтами с соседями. Но это – не вся история и не главное в истории. Основное в ней – межцивилизационный диалог, встречное, хотя и не лишенное противоречий, движение культур. Болгар и Свияжск как культурные феномены – отражение этого движения, в котором нет ни взаимного поглощения, ни нивелирования. Есть синтез лучшего, появление общего, которое дорого всем.

Заметьте: мы говорим о древнем Болгаре и острове-граде Свияжске как об историко-культурном наследии всех народов нашей республики. И в целом Татарстан стал моделью этого пути развития, здесь складывалась атмосфера добрососедства, дружелюбия во взаимоотношениях носителей различных культур, а тон задавали два наиболее крупных этноса – татары и русские. Не здесь ли надо искать корни той взвешенной и дальновидной политики, которую проводит сегодня руководство Татарстана в национальном и конфессиональном вопросах?

Восстановление Болгара и Свияжска в рамках одного проекта – это свидетельство духовной зрелости нашего многонационального народа. Отсюда и заглавная идея возрождения этих ценнейших памятников духовности и уникального зодчества: опираясь на наше понимание прошлого, двигаться дальше в условиях еще большего межэтнического согласия, доверия и открытости.

– Если я вас правильно поняла, вы предлагаете рассказывать о возрождении Болгара и Свияжска в широком социокультурном контексте, частью которого является современность?

– Совершенно верно, наша задача – учить детей воспринимать и понимать события в их целостном виде, в истоках, в тенденциях, значимых последствиях. Очевидно, что инициатива по возрождению важнейших исторических памятников связана с новым подъемом культурно-исторического, этнического сознания населяющих нашу республику народов, в основе которого – гордость за успехи Татарстана, его прошлое и настоящее. Знаки этих успехов – празднование 1000-летия Казани (а сам город теперь по праву называют третьей столицей России), заметный рост авторитета республики на международной арене, завоевание ее столицей права на проведения Универсиады 2013 года, многое другое, что наполняет новым содержанием историческую миссию Татарстана как посредника между Западом и Востоком. Свияжск и Болгар символизируют этот стык цивилизаций, поэтому их возрождение – это еще один шаг к укреплению духовных основ нашего бытия в мультикультурном мире, в котором живет и подрастающее поколение.

Елена БОРИСОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще