В былые времена в средней школе села Корноухово Рыбнослободского района училось более пятисот детей. Сейчас ребятишек здесь ощутимо меньше – около девяноста человек. Но школа, как известно, сильна не количеством учеников, а их качеством. Качество образования в Корноухове достигается за счет успешного сочетания традиций и новизны.
В этом году Корноуховская школа стала лауреатом республиканского конкурса “Школа года” в номинации “Красивая школа”. Красота здесь начинается еще до порога. Несмотря на засуху, ученики нынче вырастили на пришкольном участке неплохой урожай. Радуют глаз спелые тыквы, симпатичные полосатые кабачки, ярко-оранжевая морковка, краснощекая свекла, перец, лук, помидоры, картошка – полный ассортимент овощей, которые так необходимы растущему организму. На огороде площадью в один гектар школьники работали с весны. Сажали, поливали, убирали сорняки. И совсем скоро юные овощеводы будут вкушать плоды своего труда: из школьной столовой вновь повеет ароматами капустных пирогов, яблочного варенья, тушеных кабачков. Все свое, натуральное, не покупное. Красота, да и только!
В самой школе уже все готово к новому учебному году. Вместе с директором Сергеем Миндагалиевым идем по коридорам, заходим в классы. Здесь обновлена учебная мебель, стоят новенькие компьютеры, выделенные школе по президентской программе. Обещают в ближайшее время прислать и ноутбуки для учителей. В школе есть Интернет – выделенная линия.
И детям, и педагогам не терпится начать осваивать новую технику. Она, надеются в школе, поможет пополнить список побед местных учеников, многие из которых – активные участники олимпиад и конкурсов районного и республиканского масштаба. К примеру, Ксения Пинегина в прошлом году победила в республиканском конкурсе юных экскурсоводов “Семейный очаг”, Виктория Шайхлисламова заняла первое место в республиканском конкурсе на лучшее сочинение на русском языке, Гульназ Бадрутдиновой не было равных в викторине, посвященной 100-летию со дня рождения Мусы Джалиля…
У Корноуховской школы есть своя “фишка” – здесь рядом с современностью неплохо уживается прошлое. К примеру, действует пионерская комната, где внимание сразу же привлекают горн, барабан и многие другие предметы ушедшей эпохи. В классе ОБЖ есть наглядные пособия, которых уже практически и не увидишь в других учебных заведениях: муляжи мин, гранат, автоматов. Кстати, в рамках предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” тут до сих преподают забытую уже многими НВП – начальную военную подготовку. У мальчишек она пользуется большой популярностью. Школьные успехи в военно-патриотическом воспитании не остались незамеченными, свидетельство тому – диплом за подписью военного комиссара республики Сергея Погодина.
Очень интересна экспозиция корноуховского школьного музея, которую ученики собирают вместе с педагогами. Чего здесь только нет! Старые фотографии, медали и наградные документы, старинные монеты, патефон с черным диском пластинки, хранящей звуки модного в предвоенные годы фокстрота “Рио-Рита”, рог доисторического шерстистого носорога, который обнаружили при строительстве плотины через речку Иргу…
Или вот, скажем, фрагмент старинного деревянного водопровода. Его остатки ученики Корноуховской школы нашли на берегу той же Ирги. Когда-то, более ста тридцати лет назад, водопроводом с родниковой водой пользовалось все население села. Построил его деятельный купец Капитон Макашин. Имение этого предприимчивого человека во второй половине девятнадцатого века было украшением Корноухова. Усадьба была окружена тенистым садом и фонтаном. Купец построил в селе церковь, кирпичный завод, спиртзавод и трехклассную церковно-приходскую школу – предшественницу современной. В послереформенные шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века в российской деревне происходил быстрый прирост населения, почти вдвое выросла рождаемость и в селе Корноухово, так что появление школы было как нельзя кстати.
Но, пожалуй, наиболее востребованным корноуховское учебное заведение стало по окончании Великой Отечественной войны. Тогда в школу потянулись дети аж из пятнадцати ближайших населенных пунктов. В те годы здесь и насчитывалось более полутысячи детей, а к семидесятым годам прошлого века наполняемость классов перевалила за сорок учеников. В результате в 1985 году было построено новое школьное здание, в старом же расположился интернат для приезжих детей, который работает и по сей день.
Сегодня много рассуждают о том, какой должна быть школа. Думается, в Корноухове педагоги нашли свой ответ на этот вопрос. Здесь бережно хранится память о прошлом, ощущается непрерывная связь с историей родного края и вместе с тем всегда есть место новому, современному. А это ли не главное для школы?