Что выбираем, то и получаем

Приближается новый учебный год, и все чаще в разговорном обиходе всплывают забытые было летом школьные темы.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Приближается новый учебный год, и все чаще в разговорном обиходе всплывают забытые было летом школьные темы. Кто-то из моих знакомых рассказывает “страшилки” о том, какие немыслимые вступительные взносы приходится нынче платить родителям первоклашек. Другие вздыхают: опять школа, опять деньги надо готовить. И добавляют – вот, мол, недавно даже сам Путин лично указал министру Фурсенко на то, что “добровольно-принудительные” родительские взносы – это вымогательство, и такое недопустимо. Только вот нашим директорам, горестно продолжают родители, и Путин не указ – как требовали деньги, так и будут требовать.

Все правда. И про то, что Путин именно так и сказал Фурсенко (а до этого о том же неоднократно говорили многие чиновники от образования в разных регионах необъятной страны). И про то, что деньги в школах с родителей брать все равно будут, и именно “добровольно-принудительно”.

Но давайте подумаем: а так ли уж принудительно? Из всех моих знакомых – тех, кто платил бешеные вступительные взносы, кто готов был ночами стоять в очереди (говорят, нынче в Казани практикуется и такое), чтобы записать своего малыша даже не в саму “нужную” школу, а только лишь на ее подготовительные курсы (потому что в дальнейшем это прямой путь к списку учеников), – так вот, из всех из них не нашлось ни одного, кто бы отдавал своего ребенка в школу по месту жительства.

Понятно, что это – чистая случайность, на самом деле за теми школами, которые в народе принято называть “элитными” и в которые так стремятся отдать своих малышей большинство казанских родителей, тоже закреплены по району проживания какие-то дети. Просто так почему-то вышло, что мои знакомые (да что скрывать, и я сама в свое время тоже) оказались “приписанными” к тем учебным заведениям, в которые отдавать своих детей нам не хотелось. По разным причинам. Где-то, как докладывала “разведка” из числа окрестных родителей, по полгода не бывает того или иного предмета по причине отсутствия учителя. У кого-то ближайшая к дому школа выглядит не слишком приглядно (а наиболее презентабельно, как правило, уж сознаемся, у нас смотрятся те школы, где родители исправно вносят требуемые взносы). Кто-то недоволен, что в “местной” школе учится всякая “шушера” из числа дворовой шпаны. В итоге многие все-таки ищут для своего чада “что получше”. И находят.

Но ведь там “левых” детишек совсем не обязаны брать просто за красивые глаза. И даже за вундеркиндские знания (тем более что тестирование при приеме в школу, как поясняют образовательные чиновники, тоже прием запрещенный). И что остается? Правильно – платить. И как бы родители ни охали и ни возмущались вступительными взносами, а идут и платят. Потому что хотят, чтобы ребенок учился там, где и учителя все на месте, и порядок охраняется, и с потолка не сыплется, и занавесочки на окнах веселенькие, и “контингент приличный”. Вот только стоит ли потом возмущаться, что с вас регулярно требуют сдавать деньги на те или иные школьные нужды? Ну шли бы туда, где ребенка обязаны принять без каких-либо взносов и вопросов, и могли бы смело качать права на предмет бесплатности обязательного среднего образования в нашей стране. А сюда, в “приличную школу”, вы сами пришли? Сами. Просили, чтобы вашего ребенка сюда приняли? Просили. Ну так чего уж теперь…

Как-то на одной пресс-конференции в Москве я задала министру Андрею Фурсенко вопрос о школьных поборах. На что он заметил: “Больше всего родительские деньги собирают не в тех школах, где потолок рушится и окна забиты фанерой, а в так называемых элитных, где дети и так не сильно обижены. И зачастую это инициатива не школы, а самих родителей”.

Можно, конечно, сказать, что министр лукавит. Но по большому счету он прав. Потому что в “элитных” школах родители – по крайней мере, ощутимая их часть – относятся к категории людей, которые за ценой во всем, что касается их чада, не постоят. А остальным, раз уж захотели учить детей в “нормальной школе”, приходится как-то подтягиваться.

Конечно, можно много говорить о том, что прямой обязанностью государства является создание в каждой школе нормальных учебных и бытовых условий. Но давайте будем реалистами. И признаемся себе, что в нашей сегодняшней жизни за все хорошее все-таки приходится доплачивать.

Кстати, довелось однажды разговаривать с директором одной из казанских школ. Школа небольшая, на окраине города. Без суперремонта, без титула “языковой гимназии”. Зато с хорошим, устоявшимся педагогическим коллективом. В общем, все там выдержано в добрых советских традициях. И обстановка, соответственно, тоже. А вот детишек, живущих по соседству, многие родители предпочитают отдавать в другую школу – та подальше, зато “покруче”. Там и титул соответствующий, и зимний сад, и бассейн…

Правда, жалуются потом, что уж больно много денег собирают по разным поводам. Ну так ведь это был их выбор…

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще