В телевизионной игре “Самый умный”, что каждое воскресенье идет по каналу СТС, не раз отличались казанские школьники. Достаточно вспомнить, что самым первым победителем этого шоу в далеком уже 2003 году стал ученик 96-й школы Костя Барышев. Но, бесспорно, одним из сильнейших игроков за всю историю программы “Самый умный” является одиннадцатиклассник казанской школы № 39 Станислав Шипачев.
Шестнадцатилетний Стас по-мужски сдержан и немногословен. Чувствуется, что рассказывать о своих достижениях ему как-то неловко. Кстати, про скромные пока успехи других юных казанцев, сравнительно недавно “засветившихся” в “Самом умном”, пресса уже раструбила на весь город. А про Стаса знают в основном близкие и друзья. Ну и еще постоянные зрители передачи.
Хотя уж если кому и гордиться своим участием в игре, так это ему. О его телевизионных победах свидетельствуют статуэтки, выстроившиеся в ряд на пианино в квартире Шипачевых. В центре – три фигуры ангела, такими раньше награждали победителей программы “Самый умный”. Потом появился новый приз – бронзовый сурок, сидящий на толстенной книжной стопке. Почему именно сурок? Так со временем стали называть себя участники программы – сокращенно от “самый умный ребенок”. Сурков у Стаса семь.
А на программу “Самый умный” он впервые попал еще четыре года назад. Сам позвонил в казанскую студию СТС. Телефонный отбор (надо было ответить на множество самых разнообразных вопросов) и кастинг непосредственно в студии эрудированный шестиклассник прошел, что называется, “на ура”. После чего в качестве игрока младшей лиги вместе с мамой отправился в Киев, где в те годы снималась передача “Самый умный”. И – сразу стал победителем отборочной игры!
Поясним для непосвященных схему игрового сезона программы: сначала идут отборочные игры, затем сильнейшие участники отборок играют в полуфиналах, по итогам которых двенадцать “самых-самых” выходят в суперфинал сезона. Так вот, после своей первой победы Стас еще выиграл полуфинал, суперфинал и полуфинал следующего сезона. Четыре победы подряд – это абсолютный рекорд передачи. Всего же на счету Стаса Шипачева на сегодняшний день 15 игр в “Самом умном”, в десяти из которых (как можно понять по количеству призов) он одержал победу. Причем дважды становился абсолютным чемпионом своей лиги, выиграв суперфинал.
Поскольку сам наш герой, как уже было сказано, о себе говорит крайне скупо, о его победах нам поведала мама Ольга. Она ездила с сыном на все игры, хотя работающей женщине, к тому же матери троих детей (младшим, сестренкам-двойняшкам, сейчас по 12 лет) не так-то просто от двух до четырех раз в год (в зависимости от графика съемок) покидать на целую неделю семью и службу. Но без такого маминого, прямо скажем, подвижничества, может, и не было бы большого количества побед. Во всяком случае, сам Стас считает, что именно мама – его счастливый талисман, помогающий и в игре, и в жизни.
Однако на вопрос, как же воспитать самого умного ребенка, Ольга Шипачева только разводит руками: специально в их семье ничего для этого не делали. Да, с ребенком надо общаться. Да, ему надо читать хорошие книжки, и желательно побольше. Да, на ребенка очень влияет, если в семье царит культ интеллекта. Но все это – условия необходимые, но не достаточные. Должна, наверное, быть еще и какая-то врожденная тяга к знаниям.
– Читает он очень много, и эрудиция у него уникальная, – говорит про Стаса директор
39-й школы Галина Назипова. – Причем тут не просто владение огромным количеством фактического материала, но четко выстроенная система знаний.
Все это и помогает ему на протяжении нескольких лет оставаться в числе лидеров клуба самых умных. Стас – один из тех, кого в этом клубе уважительно зовут Терминаторами, сильнейшими игроками программы.
– Между прочим, когда в Казани проходил отборочный тур программы “Сокровище нации”, Александр Друзь, один из членов жюри, пообщавшись со Стасом, сказал: “Вот оно, настоящее сокровище нации”, – с гордостью рассказывает о своем ученике Галина Назипова.
При этом, говорят и педагоги, и родители, парень отнюдь не “ботаник” и “белой вороной” себя среди одноклассников не чувствует.
– Интеллект, если себя правильно поставить, вызывает не раздражение, а уважение, – как всегда лаконично формулирует Стас свой взгляд на этот вопрос. И признается, что при соответствующих обстоятельствах он вполне способен быть душой компании, не зря же в его активе – красный диплом музыкальной школы по классу гитары. Ну и уж, конечно, если предстоит контрольная или диктант – тут весь класс смотрит на Стаса молящими глазами… Учителя говорят об этом смеясь – нехорошо, мол, конечно, но что делать, душа у парня добрая, не может он в таком серьезном деле оставить товарищей без поддержки. Да и вообще, на него можно положиться – всегда и во всем. И в школе, и дома знают: если уж Стасу поручено какое-то дело, можно не сомневаться, что все обязательно будет выполнено по максимуму. “Максималист с четко выстроенной жизненной траекторией” – так характеризует его Галина Назипова. Не зря же он и в школе с 1-го класса круглый отличник, и поступить на будущий год мечтает в самый, пожалуй, труднодоступный вуз страны – МГИМО. Задача, конечно, непростая. Тем более что программа “Самый умный” (к которой парень, по собственному признанию, прикипел настолько, что планирует играть даже в 11-м классе, невзирая на подготовку к ЕГЭ) – это все же больше увлекательная игра и общение в уникальном коллективе сверстников-единомышленников. А вот каких-то преференций при поступлении в такой вуз, как МГИМО, она не дает. Остается рассчитывать на собственные энциклопедические знания и успешную сдачу ЕГЭ. Ну что ж, Стас уже давно определил для себя, что человек – сам хозяин своей судьбы, и полон решимости воплотить в жизнь свою мечту. Тем более что участие в игре “Самый умный” помогает вырабатывать бойцовский характер, учит никогда не сдаваться и, между прочим, достойно переживать поражения – так, чтобы создавать из них фундамент будущих побед.
Сегодня принято считать, что быть умным в нашей стране невыгодно и нелегко. Стас Шипачев с этим не согласен категорически.
– Быть умным прекрасно! Знание – сила! – полагает юный казанский терминатор-интеллектуал.