В апреле в Смоленске прошел заключительный этап всероссийской олимпиады по истории. Победителем вернулся с этого турнира одиннадцатиклассник казанского лицея-интерната №2 Тимур Тажиров. Девятиклассник того же лицея Константин Бородич стал призером олимпиады.
– Я сейчас чувствую некое опустошение – ведь олимпиад в моей жизни больше не будет, – признается Тимур Тажиров. Но тут же радостно замечает: – Зато теперь будет время поиграть в футбол!
Эта олимпиада в его ученической “карьере” была третьей. На двух предыдущих он оказывался призером. Не будь такого турнирного опыта, считает Тимур, нынче бы выиграть не удалось – ведь уже знаешь, как правильно “подавать” себя, как справляться с волнением.
А вот с футболом парень, скорее всего, погорячился – в ближайшем будущем предстоит сдавать ЕГЭ, так что не до того пока… Хотя, в принципе, единый госэкзамен для него теперь – определенного рода формальность, ведь он, как победитель всероссийской олимпиады, имеет право без экзаменов идти в любой вуз на специальности, где при поступлении требуется история. И Тимур уже почти точно знает, что это будет за вуз, – знаменитый МГИМО, факультет международных отношений. “Почти” – потому что пока он не исключает возможность поступления и в другой престижный столичный университет – Высшую школу экономики, на юридический.
А ведь когда Тажиров в седьмом классе только пришел в лицей №2, перед ним, вспоминает, стоял “мучительный выбор” – чем же углубленно заняться? Но в метаниях между биологией, химией, турецким языком и историей победила последняя.
– Это фундаментальная наука, – поясняет Тимур. – Она дает и общие знания, и умение анализировать, и даже определенные жизненные навыки.
Младший товарищ Тимура Костя Бородич тоже в свое время сомневался – выбрать историю или стать, как мама, математиком. Впрочем, говорит он, знание точных наук историку не помешает, это развивает логику, а без нее и гуманитариям – никуда. Так что Тимур с Костей стараются не отставать и по другим предметам. Хотя Константину, конечно, пока чуть попроще – все-таки еще два года до окончания школы, так что и на футбольное поле вырваться реальнее. “И с личной жизнью все нормально”, – признается, покраснев. Вообще-то парни, хоть и размышляют о жизни и науке куда более зрело, чем иной взрослый, хором утверждают – не надо зачислять их в “ботаники”! Вполне себе нормальные ребята, веселые, общительные, с кучей друзей, как и все подростки…
– Между прочим, участие во всероссийской олимпиаде как раз и развивает коммуникабельность, умение находить подход к разным людям, убеждать собеседника в своей точке зрения, – Тимур, как обычно, убедителен в своей аргументации.
Кстати, все эти и многие другие полезные навыки Костя с Тимуром, как и некоторые другие лицеисты, предварительно осваивают на занятиях исторического клуба, что вот уже несколько лет действует при лицее-интернате №2. Если бы не этот клуб и не его руководитель, лицейский учитель истории Юрий Лазарев, еще неизвестно, признаются парни, на каком бы из предметов они остановили свой выбор.
Что же дает им клуб? Живые дискуссии, анализ различных исторических источников, написание и защита исторических эссе, возможность выступить в роли эксперта – все это тренирует мышление, развивает логику, вырабатывает речевые навыки… Заниматься сюда приходят и ученики некоторых других школ.
– Наш клуб – это та среда, где в совместных занятиях идет общее развитие, – поясняет Юрий Лазарев. – Школьники учатся мыслить, работать с документами, уверенно держаться и убедительно, аргументированно говорить, выступая перед публикой. Но одновременно они и сами не дают расслабиться нам, педагогам, – приходится все время придумывать что-то новое, чтобы их интерес не угас.
В этом году Лазарев уже в девятый раз в качестве “тренера” вывозил школьную сборную республики по истории на всероссийскую олимпиаду. Двенадцать раз за это время его воспитанники становились там победителями и призерами. Нынче, кстати, в условиях жесточайшей конкуренции (а по-другому на российских олимпиадах и не бывает) в нашей олимпиадной исторической команде, кроме Тимура и Кости, было еще два призера. Всего, получается, четверо. Ровно половина команды из восьми человек. Татарстанская сборная по числу победителей и призеров уступила только Москве. Но там – отдельная песня, ведь юных московских историков готовят те же люди, что являются организаторами и составителями вопросов для олимпиады… И такая картина, кстати, характерна и для других предметных олимпиад. Лазарев нынче даже письмо “ругательное” по этому поводу написал в центральный оргкомитет всероссийской олимпиады.
Впрочем, он на эту тему говорить не очень любит. Чего на других кивать? Работать надо… Вот и Косте учитель уже сказал: одна олимпиада закончилась – считай, началась подготовка к следующей!
Подготовка, между прочим, ведется даже в каникулы – для этого при участии республиканского Института развития образования проводятся учебно-тренировочные сборы, а казанский Центр творческого развития и гуманитарного образования организует специальные профильные смены.
– Подготовить олимпионика-“предметника” – это почти то же самое, что олимпиадника-спортсмена, – нужны команда, тренер, системность, стабильный и интенсивный режим занятий, – констатирует Юрий Юрьевич. – И, конечно, очень важно, что есть такой вот лицей, как наш, где ученикам даются все возможности для разнопланового интеллектуального развития.
И дело не только в условиях, которые в лицее и вправду хорошие. Но и в том, что здесь удалось создать систему, в которой знание является главной ценностью. И учатся здесь не потому, что нужны хорошие оценки, а потому, что это интересно, “круто”, престижно, наконец… Часто ли вы слышали от старшеклассника признание, что он ждет не дождется выходного, потому что… наконец-то будет время “почитать дополнительную литературу”? Здесь это – обычное дело.
– А как же все-таки, – спрашиваю, – футбол?
– Вечером, после книжек! Сначала – учеба! Ведь это – наше будущее.
Кстати, как выяснилось, против столь любимого лицеистами футбола строгие учителя совсем не возражают.
– Он воспитывает командный дух, соревновательность и помогает поддерживать необходимую физическую форму, – полагает Юрий Лазарев.
Так что юные олимпионики, помимо всего прочего, еще и учатся находить “золотую середину” во всем, что они делают. Весьма ценное для жизни качество!