Многие выпускники вузов в этом году не смогут найти работу по причине низкого уровня своей подготовки. Что поделать – сегодня учебные заведения не в состоянии дать требуемую подготовку. Об этом шла речь на состоявшейся в Казани на базе Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования международной конференции “Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт”. В ней приняли участие ученые и преподаватели ведущих вузов страны и дальнего зарубежья.
Участники конференции задались вопросом: как сделать так, чтобы российские выпускники после вуза трудоустраивались по специальности и что мешает готовить профессиональные и конкурентные кадры? Ответ на это, как оказалось, лежит на поверхности.
Европейский опыт наглядно показывает: лучше готовить меньше, но лучше. Наша страна выпускает вдвое больше выпускников, нежели, например, Германия, но по сравнению с германскими российские студенты подготовлены слабо. Среди других причин невостребованности – отсутствие четкого госзаказа на подготовку кадров и низкое качество обучения в школе. Предприятия не всегда заинтересованы в подготовке кадров, ведь на это нужно тратить деньги, что не всем по душе. К сожалению, взаимовыгодного партнерства между производством и системой образования в России пока не наблюдается.
За рубежом же предприятия охотно предоставляют практику студентам, оплачивая их подготовку, поскольку получают от государства послабление в налоговых льготах. В России же такое сотрудничество строится целиком на энтузиазме.
Одно из немногих учебных заведений, которое может похвастаться партнерством с крупным предприятием на протяжении многих лет, – Казанский нефтехимический колледж. По словам Розы Гильфановой, замдиректора по научно-методической работе этого учебного заведения, конференция затронула важную тему. Модернизация профессионального образования – это не только качество, но и переоценка ценностей педагогов и мастеров производственного обучения, которые должны уже по-новому смотреть на будущего выпускника. Да и молодежь сегодня в вопросах выбора профессии достаточно продвинута, потому и от вузов требует продвинутых педагогов и мастеров, говорит она.
И студенты, и педагоги надежду на реформы связывают с появлением образовательных стандартов третьего поколения, где обязательно будут прописаны и профессиональные требования. В решении же кадровой проблемы образования неплохо бы взять на вооружение китайский закон об учителях. В нем, в частности, закреплено, что зарплата педагога не может быть ниже зарплаты на производстве.