Когда “пять” много, а “четыре” – мало

Существующая система оценки знаний безнадежно устарела. Так считает начальник управления образования Нижнекамского муниципального района, заслуженный учитель республики, победитель Всероссийского конкурса “Лидер в образовании-2007” Равис Шакиров.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

information_items_1347368579
Существующая система оценки знаний безнадежно устарела. Так считает начальник управления образования Нижнекамского муниципального района, заслуженный учитель республики, победитель Всероссийского конкурса “Лидер в образовании-2007” Равис Шакиров. Он предлагает ввести в школах десятибалльную шкалу оценок.

– Равис Музагитович, если следовать вашей теории, то в школах должна начаться переоценка ценностей. Учитель сможет сказать ученику “Молодец, садись, “два”, и в этом не будет никакой насмешки…

– Нет, не думаю, что за “двойку” ученика похвалят. Хотя определенной ценностью эта оценка, по моей теории, должна наполниться. Что я имею в виду? Если весь объем знаний, положенный ученику для усвоения, оценивать, как сейчас, пятью баллами и принять их за сто процентов, то на каждый балл приходится, условно говоря, двадцать процентов знаний. То есть если ученик освоил материал на двадцать процентов, ему полагается “единица”, на “двойку” тянут сорок процентов; чтобы перейти в число успевающих, он должен заработать “тройку”, то есть освоить шестьдесят процентов положенного материала. Если следовать этой шкале дальше, то “четверке” будут соответствовать восемьдесят процентов и высшему баллу – сто процентов знаний.

Суть моей идеи в том, что мы делаем систему школьных оценок более точной. Ведь формально в распоряжении педагога даже не пятибалльная, а трехбалльная градация, так как “кол” и “пара” находятся в минусовом сегменте. Так о какой степени точности оценки знаний может идти речь, если на каждый балл приходится примерно тридцать три процента знаний? Это слишком большой диапазон, чтобы его можно было считать точным. По сути, учителя уже перешли на десятибалльную систему, ставя ученикам условные “пятерки с минусом”, “четверки с плюсом” и так далее. Они вынуждены таким образом маневрировать.

Если смотреть глубже, то оценка должна иметь еще и стимулирующий характер. Ставя заведомо отрицательную “двойку”, учитель, образно говоря, хлещет ученика по щекам, а это никак не может служить стимулом к учебе. Между тем “двойка”, как мы уже видели, отражает некий объем усвоенных знаний, а точнее – сорок процентов! Сорок процентов – это без малого половина! Так пусть это будет стимулом, чтобы дойти до половины, а потом и перешагнуть ее! Мы же широким жестом перечеркиваем знания ученика.

– Ну, а как быть, если ученик ничего не ответил?

– За “ничего” он ничего и не получит. Оценка за нулевой ответ просто не ставится. Для себя учитель может поставить в журнал точку. Так, кстати, практически все и делают. Ну а “единица” – это уже реальная оценка небольшого количества знаний.

 – Значит, вы защищаете честь плохих учеников?

– Нисколько! Я защищаю честь “единицы”. Если угодно, отстаиваю ценностный статус оценки. При любой шкале каждый балл должен нести свою определенную нагрузку.

Десятибалльную систему я считаю идеальной, потому что она позволяет реально оценивать знания.

– А с какого балла в таком случае начнется положительный сегмент?

– С “шестерки”. Эта оценка будет означать, что ученик освоил более половины объема знаний. Эту теорию я начал развивать давно, гораздо раньше, чем нечто подобное стали использовать при оценке результатов единого госэкзамена.

– А вам не кажется, что школьники могут слишком расслабиться, если уверуют, что “двойки” и “колы” – нормальные оценки?

– Наоборот! Расскажу о собственном опыте. Моя теория родилась много лет назад, когда я, привыкший преподавать историю старшеклассникам, в один прекрасный день пришел в пятый класс. Я довольно долго “созревал”, отыскивая тот оптимальный объем знаний, который дети готовы воспринять. А потом встала не менее серьезная проблема: как оценивать ответы? Ведь работая со старшеклассниками, я привык получать ответы логичные, толковые, обоснованные. И придумал систему, во многом напоминающую игру. Если ученик поднимал руку и что-то, как вы говорите, “вякал”, на обратной стороне обложки тетради ему позволялось поставить себе вопросительный знак. Если ответ был более стоящим, он оценивался восклицательным знаком. Если, условно говоря, ответ был на “тройку”, на обложке появлялся плюс. Четыре вопросительных знака разрешалось зачеркнуть и заменить на один восклицательный, три восклицательных знака позволялось заменить на одну “пятерку”. Эту оценку можно было перенести в журнал и дневник. Не скажу, что это была идеальная система, но вы бы видели, как интересно было детям, какая потрясающая активность царила на уроках! У детей благодаря стимулирующей оценке знаний появилось желание учиться и быть замеченными.

Наконец настал момент, когда в классе не осталось троечников. Даже коллеги стали сомневаться, нет ли тут подтасовки. Мне и самому стало интересно: действительно ли знания моих учеников так высоки? Провели эксперимент: коллеги составили контрольные работы и сами же их провели в моих пятых классах. Результат – ни одной “тройки”!

– Непросто будет переломить представление о том, что “единица” – это очень плохо, и внушить мысль, что даже “пару” нужно заработать…

– Я согласен с тем, что у учителя  должен быть второй журнал, где выставлялись бы “черновые” оценки по десятибалльной системе, а потом они переносились бы в обычный журнал, переведенные на общепринятую пятибалльную шкалу. Поверьте, оценки были бы более точными. Такой черновой журнал как раз и помог бы на первых порах переломить менталитет. В некоторых школах мы с учителями прорабатываем этот вопрос.

– Стало быть, можно сказать, что эксперимент начался?

– Лучше сказать, что он идет в вялотекущем режиме с помощью энтузиастов, уверенных в своих педагогических силах. Новый подход хорош для учителей, которые не любят запугивать учеников плохими оценками. До нелепого ведь иногда доходит: тетрадь забыл – “единица”… А какое отношение забытая тетрадь имеет к усвоенным знаниям? Оценка – не дубинка!

– Получается, что ваша система предполагает и формирование высокого уровня педагога?

– Обязательно! И вообще, знаете, статус учителя не зарплатой определяется, а его умением разглядеть грань между “двойкой” и “тройкой”.

– Возвращаясь к десятибалльной системе – в чем еще ее преимущество?

– Она позволяет увеличить плотность контроля и оценивать промежуточные результаты на каждом уроке, впоследствии суммируя набранные учеником баллы.

– Что нужно, чтобы из вялотекущего режима эксперимент перешел в активную фазу?

– Нужно разработать методологию и найти исполнителя, то есть сделать то, чего требует любой эксперимент. Но есть еще и глубинный пласт этой идеи: педагоги, принимая переход на новую систему оценок, должны пересмотреть свои взаимоотношения с учениками. Тогда школа станет домом радости, а это, согласитесь, дорогого стоит.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще