…Крутится по сцене девочка, изображая тщедушную, насмерть перепуганную собачонку. Шумит вокруг толпа, в центре которой парень с гордо поднятым вверх пальцем возмущенно повествует о том, как его укусила собака. Позади толпы раздается гневный окрик полицейского надзирателя: “По какому это случаю тут? Почему тут?.. Кто кричал?”. И в центр выходит обладатель грозного голоса удивительно маленького роста – полицейского надзирателя играет мальчик какого-то младшего класса, то ли пятого, то ли четвертого. Эффект исключительный! Как по своей неожиданности, так и по смысловой наполненности. Инсценировка известного чеховского рассказа, представленная учащимися казанской гимназии № 125, имела безусловный успех…
Девятнадцать лет назад, ломая голову над вопросом, какое интересное мероприятие провести на весенних каникулах со старшеклассниками, инструктор-методист Приволжского отдела народного образования Казани Ольга Николаевна Кондратьева придумала литературную игру, получившую название “Виктория” и неожиданно для нее самой обретшую долгую и счастливую жизнь.
Побудительным мотивом была мысль о неуклонном падении у школьников интереса к чтению, постижению текстов художественных произведений, стремлении ограничиться малыми усилиями: просмотреть фильм, снятый по той или иной книге (это в лучшем случае!) или воспользоваться появившимися в продаже своего рода “комиксами” с кратким изложением содержания программных произведений. Если добавить к этому отсутствие в обязательном наборе школьных дисциплин курса по истории мировой культуры – театра, музыки, изобразительного искусства, то станет понятно, почему, выходя из школы с аттестатом зрелости, молодые люди, вполне сносно разбирающиеся в компьютерной технике и технологиях, в гуманитарном смысле малообразованны, если не сказать, невежественны.
Между тем именно школьный курс литературы на протяжении многих десятилетий, по крайней мере, до 70-х годов прошлого века, был базовой дисциплиной, формирующей гражданские чувства, систему ценностей, эстетические и этические ориентиры человека. Обеспечивал, наконец, элементарную грамотность выпускников средней школы (недавно ректор Московского университета в своем выступлении заметил, что в пробном диктанте, проведенном среди только что поступивших первокурсников, было по 30-40 ошибок!).
В какой-то степени все эти соображения и определили содержательную сторону игры “Виктория”. Она представляет собой ряд конкурсов, требующих в одних случаях выдумки, смекалки, артистических способностей, в других – эрудиции, хорошего знания литературных текстов. Заранее объявляется тема игры, разрабатываются задания, обговариваются условия. Каждая школа, заявившая о своем желании участвовать в игре, формирует команду игроков из учащихся преимущественно старших классов, которым предстоит не только продемонстрировать свои таланты и знания, но и защищать честь школы.
Успех первой проведенной в 1991 году игры был настолько очевиден, что решено было проводить “Викторию” ежегодно. С 1994 года игры стали посвящаться памятным событиям истории и культуры, а также творчеству отдельных писателей – А.Пушкина, С.Есенина, М.Булгакова и т.д. Три игры были посвящены тысячелетию Казани, в которых был задействован колоссальный краеведческий материал.
Постепенно “Виктория” приобрела известность, и с 2007 года игра стала проводиться в масштабах города. Состоялись игры, посвященные 215-й годовщине основания публичного театра в Казани, юбилеям Н.Гоголя, Л.Толстого. В этом году “Виктория” – двадцатая по счету – посвящена 150-летию со дня рождения А.Чехова.
Азарт и волнение участников, переживания болельщиков – все это вместе создает настроение творческой и вместе с тем дружеской соревновательности. С какой удивительной изобретательностью, фантазией, остроумием, находчивостью, артистизмом школьники выполняют довольно непростые задания игры! Надолго запомнились, к примеру, театрализованная реклама книги “Война и мир” Л.Толстого, “казачий” хор, “кастинг” на роли Фамусова и Чацкого. Глядя на это вдохновенное творчество, понимаешь, насколько продуктивна может быть жажда самовыражения в наших школьниках и как мало и неэффективно она используется в процессе обучения.
И в самом деле, если вы давно или совсем не читали Чехова, сможете ли вы ответить на вопрос, какой именно рассказ начинается со слов: “В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли…”? А какое произведение заканчивается словами: “Мы отдохнем! Мы отдохнем”? Наконец, кто из чеховских персонажей произносит знаменитую фразу: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”? Тут уж не спасет никакой Интернет – или вы читали Чехова, причем достаточно внимательно, или не читали.
Конечно же, игра эта пока держится исключительно на энтузиазме О.Н.Кондратьевой и тех учителей, которые формируют и готовят команды. Но право же, дорогого стоит сам факт, что еще находятся люди, с увлечением соревнующиеся в знании классиков русской литературы.
О повсеместном и неуклонном падении уровня культуры, о примитивизме и безнравственности того, что дети часами “поглощают” с экранов телевизоров, говорят и пишут постоянно, хотя и безуспешно. Но если бы досуг современных школьников заполняли не компьютерные “страшилки”, а игры вроде “Виктории”, в будущее можно было бы смотреть не с такой тревогой, как сейчас.