В Черемшанском районе обсудили некоторые школьные проблемы
В ближайшие два месяца педагоги Татарстана обязательно получат все полагающиеся им доплаты за классное руководство. Об этом сообщил и.о. заместителя министра образования и науки Айрат Зиннуров во время выездного заседания Комиссии Госсовета по контролю за реализацией нацпроекта “Образование” в Черемшанском районе.
Тема доплат за классное руководство во время выездного заседания возникла не случайно: в центре внимания комиссии Госсовета на сей раз оказались именно классные руководители, а точнее – их воспитательный потенциал.
– Мы всегда должны помнить, что образование и воспитание – это два крыла, которые нельзя разделять, – так объяснил важность обсуждаемой проблемы председатель комиссии и Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. – И человек даже с хорошим образованием, не получив достойного воспитания, никогда не станет настоящим гражданином своей страны.
Между тем те самые люди, которые и должны заниматься этим самым воспитанием, то есть классные руководители, с начала года не могут получить причитающиеся им доплаты. Проблема это не татарстанская, а общероссийская, поскольку деньги на данные цели выделяет федеральный бюджет. Хотя суммы выплат не так уж и велики (как рассказал Айрат Зиннуров, в татарстанских городах классные руководители в среднем ежемесячно получают около 1700 рублей доплаты, на селе – 1400 рублей), в масштабах страны они нынче оказались неподъемными для казны. Но это, пообещал и.о. замминистра, явление временное, средства уже начали поступать в регионы.
Но задержки доплат, как выяснилось, – не единственная проблема классных руководителей. Есть вопросы и по суммам этих самых доплат. Они зависят от количества детей в классах. Но ведь понятно, что на селе и в городе наполняемость классов разная, значит, сельские педагоги изначально проигрывают городским…
– Неужели вы думаете, что, если “под крылом” классного руководителя находятся не двадцать, а пять детей, он работает в четыре раза меньше? – заметила на заседании комиссии депутат Госсовета Гузял Еремеева. – Поверьте, душу в свою работу педагоги вкладывают в одинаковом “объеме”! Времени тратят столько же. Вот только за те полдня, что они занимаются “основной” деятельностью, то есть ведут свой предмет, платят им в разы больше, чем за вторые полдня, когда они занимаются самой разнообразной внеклассной работой. А может быть, сделать так, чтобы предметники занимались исключительно своим предметом, а воспитательную работу вели отдельные люди, получающие достойную зарплату?
Кстати, такой опыт, как рассказала депутат Госсовета, кандидат педагогических наук Файруза Мустафина, уже был в ее родных Набережных Челнах – там в свое время в школах существовала отдельная должность классного воспитателя. Сейчас этого нет. Между тем требования к классным руководителям с каждым годом растут, они сегодня должны быть и психологами, и социологами, ведь работать с современными “продвинутыми” детьми и их родителями все сложнее. А когда работать-то? Это еще одна проблема, которой с Файрузой Мустафиной поделились накануне заседания ее челнинские коллеги.
– Еще три года назад на республиканском педсовете Президент Татарстана предлагал отменить бесконечные отчеты, которыми мучают педагогов, – рассказала Файруза Зуфаровна. – Но, оказывается, с тех пор бумажный вал не то что не уменьшился – он увеличился! Учитель детей не видит, ему некогда, он отчеты пишет. Надо, наконец, разобраться с этой проблемой!
Что касается доплат за классное руководство, то тут, отметила Файруза Мустафина, неплохо бы муниципальным руководителям также предусмотреть в местных бюджетах средства на эти цели. Кстати, в Черемшанском районе различные местные доплаты “классным мамам” существуют, поскольку местный глава Минсагит Шакиров к проблемам учительства относится с большим вниманием. Подобные доплаты получают педагоги и в некоторых других районах республики. Но хотелось бы, отметили члены госсоветовской комиссии, чтобы данный опыт переняли по всему Татарстану. Тем более что Минсагит Шакиров является еще и председателем республиканского Совета муниципальных образований, так что ему, что называется, сам бог велел поделиться этим опытом с коллегами.
На выездном заседании комиссии Госсовета обсудили также вопрос школьного питания. Как рассказал депутат Госсовета, генеральный директор казанского департамента продовольствия и социального питания Марат Кагарманов, большую озабоченность вызывает материально-техническая база школьных столовых, особенно сельских. В подавляющем большинстве школ она явно устарела. В итоге зачастую там, где по отчетам дети получают полноценный горячий обед, при проверке оказывается, что единственное горячее блюдо в этой трапезе – чай, к которому предлагается булочка… Для решения проблем с питанием Марат Кагарманов предложил Министерству образования и науки разработать республиканскую программу “Здоровое школьное питание на 2011-2015 годы”. Ну а пока такой программы нет, черемшанский глава пообещал и этот вопрос обсудить на заседании совета муниципальных образований.
– Покупать в школы холодильники республиканский бюджет не будет, этим надо озаботить муниципальных глав, – резонно заметил Минсагит Шакиров.