Поднимать образование просят ученых

“Идите в школу!” – с таким призывом обратился министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов к молодым ученым – аспирантам институтов Казанского научного центра Российской академии наук.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

“Идите в школу!” – с таким призывом обратился министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов к молодым ученым – аспирантам институтов Казанского научного центра Российской академии наук. Встреча министра с аспирантами прошла в конференц-зале КазНЦ РАН в последние дни февраля.

Молодой человек весьма неформального вида, одним из первых пришедший на встречу, сидел в полупустом зале и о чем-то говорил по мобильнику. Доносились обрывки фраз – “А что с госконтрактом? А с патентом на интеллектуальную собственность?” Подумалось – такой точно в школу не пойдет, как ни зови…

А в том, что звать будут, сомнений не было. Министр уже неоднократно озвучивал планы по привлечению молодых ученых к педагогической работе. Программа “Наш новый учитель”, которую планируется реализовывать в рамках готовящейся в республике президентской стратегии развития образования на 2010-2015 годы, подразумевает приход в школу лучших выпускников вузов, а также аспирантов и молодых кандидатов наук.

Вопреки ожиданиям научная молодежь не отвергла идею министра на корню. Хотя и большого энтузиазма не проявила. Внимательно выслушали рассказ о ситуации, сложившейся сегодня в нашем среднем образовании (ЕГЭ выпускники нынче сдали хуже, чем в среднем по России, учителя и выпускники педвузов экзамены по своим профильным предметам подчас сдают хуже детей, ну и далее в том же духе). Согласно покивали, когда Альберт Гильмутдинов обрисовал перспективы:

– Вот станете вы профессорами, а работать-то будет не с кем! Какие студенты получатся из сегодняшних слабых школьников?

Этот тезис тем более актуален, если вспомнить профиль институтов КазНЦ РАН – естественные и точные науки. И если с результатами ЕГЭ по физике и математике у нас дела обстоят еще более-менее, то вот с химией и биологией – просто беда…

В общем, важность проблемы молодежь осознает. Но готова ли идти в школу? “У нас большие запросы!” – пояснили они министру. Дальнейшая конкретизация этого лозунга выявила три основных фактора, которые могли бы заинтересовать аспирантов: достойная зарплата, решение проблемы жилья и отсрочка от армии. С последним, развел руками министр, он помочь не может. Но тут же заметил, что “весь мир служит”, даже Сингапур, где на сегодняшний день – одна из самых продвинутых систем образования. Так что армия педагогике не помеха. Что касается зарплаты, то в стратегии развития образования предусмотрено поднять зарплату “нового учителя” до средней по республике – 15,5 тысячи рублей. И с жильем, пообещал Альберт Гильмутдинов, помогут – выбьют квоты по социальной ипотеке. А кроме этого дадут возможность продолжать занятия наукой (с перспективой написания докторской) и обеспечат стажировками в лучших вузах страны и зарубежья по программе “Алгарыш”.

– Но если вы пока сомневаетесь, попробуйте начать с кружковой работы, – предложил потенциальным профессорам министр. – В наших школах практически исчезла сеть научно-технических кружков, а ведь это очень важное направление. А потом, может, вы поймете, что школа – это ваше призвание.

Кстати, выяснилось, что некоторые молодые ученые уже ведут в школе кружки и работа с детьми им действительно крайне интересна. Невзирая на большие запросы. Только вот что выбрать – педагогику или науку?..

– А на часть ставки учительствовать можно? – поинтересовались энтузиасты у министра. Но оказалось, что все перечисленные льготы достанутся лишь тем, кто решится полностью посвятить себя детям. Тем не менее идея кружковой работы аспирантов заинтересовала. Даже несмотря на то, что, как пояснил председатель КазНЦ РАН Олег Синяшин, работа эта держится больше на энтузиазме, платят за нее сущие копейки (хотя и учитывают ее в плане подготовки к защите диссертации).

– Ну и пусть так, но ведь и энтузиасты в школе тоже нужны, – переговаривалась между собой группа девушек. – Ведь и наши дети придут в школу, надо же, чтобы кто-то с ними наукой занимался…

Что касается парней, то они выходили из зала задумчивыми. Означает ли это, что их увлекла перспектива стать новыми Макаренко? Как говорят в таких случаях, время покажет.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще