Может, хватит “кошмарить” школу?

Почему слово “школа” сегодня нередко звучит в негативном контексте? Как добиться для учителя статуса госслужащего? Но главное – что делать, чтобы все-таки поднять престиж учительской профессии в обществе?

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Почему слово “школа” сегодня нередко звучит в негативном контексте? Как добиться для учителя статуса госслужащего? Но главное – что делать, чтобы все-таки поднять престиж учительской профессии в обществе? Непростые вопросы. И сказать, что на все из них нашлись ответы на “круглом столе” “Новый век. Учитель и общество”, прошедшем в субботу в НКЦ “Казань”, нельзя. Но ведь нужно с чего-то начинать…

“Круглый стол”, организованный активистами движения “Татарстан – новый век” совместно с Советом сторонников партии “Единая Россия”, приурочен был к началу Года учителя. Хотя, как выяснилось, сами учителя с некоторым опасением относятся к столь громкому титулу 2010-го.

– Мои коллеги говорят: “Ой, кошмар, пережить бы этот Год учителя, опять будет куча мероприятий, отчетов”, – призналась преподаватель 122-й казанской гимназии Людмила Яруллина.

Понять педагогов можно. Проблем в нашем образовании накопилось столько, что за год точно не решить, поэтому и не хочется, чтобы объявленный Год учителя остался разовой акцией, после которой об этих проблемах снова забудут.

“Нас все поднимают, а мы все опускаемся”

А главная из этих проблем, как ни крути, финансовая.

– Анализировали ли вы, как изменилась покупательная способность рубля из учительского заработка? – задал вопрос первому заместителю министра образования и науки Данилу Мустафину главный редактор газеты “Время и деньги”, член республиканской Общественной палаты Юрий Алаев. – Ведь в шестидесятые годы уровень жизни педагогов соответствовал уровню хорошего инженера или полковника советской армии.

Точных цифр, признался Данил Мустафин, у него нет, но понятно, что эта покупательная способность сильно упала за последние лет пятнадцать. А профессор КГУ Фаина Ратнер отметила, что покупательная способность вузовской профессуры по сравнению с советскими годами снизилась в пять раз и сегодня профессор в Казанском университете получает меньше, чем московский дворник.

– Еще Ленин говорил, что мы поставим учителя на такую высоту, где он никогда не стоял. И вот нас все ставят и ставят, а мы все опускаемся и опускаемся, – посетовала она.

– Конечно, финансы – это одна из самых серьезных проблем в нашей сфере, которую в первую очередь надо решать государству. Но я не могу сегодня обещать, что завтра мы резко повысим зарплату учителям, – констатировал Данил Мустафин. В ответ на это директор центра “Созвездие-Йолдызлык” Дмитрий Туманов заметил, что, может быть, государству не стоит разбрасываться сразу на многие национальные проекты, а сделать что-то одно, но уж по максимуму. Например, в Год учителя поднять педагогам зарплату до действительно достойного уровня.

– Ну, мы все-таки с вами по земле ходим, давайте не забывать, что в Татарстане дефицит бюджета составляет двенадцать миллиардов рублей, – отрезвила его председатель Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентина Липужина.

Хотя в словах Дмитрия Туманова, на наш взгляд, есть сермяжная правда. Вот, например, в Москве, по словам проректора Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Искандера Ярмакеева, муниципальные власти дают выпускникам педвузов, идущим в школу, 20 тысяч рублей “подъемных” и начальную зарплату в 35 тысяч рублей. Поэтому там по специальности работают три четверти этих выпускников, а у нас – только каждый пятый.

Конечно, финансовые возможности столицы с нашими не сравнить. Но все-таки Татарстан – не самый бедный регион.

Даешь статус!

Впрочем, участники “круглого стола” признали, что не все проблемы учительства упираются в деньги. Сегодня в обществе крайне низок престиж педагога. Как, скажем, трактует его светлый образ современное телевидение? Один мой знакомый преподаватель как-то посетовал в разговоре: “Вот про благородных ментов сериалы почему-то снимают, а если на экране появится учитель – то это или пресловутая Снежана Денисовна из “Нашей Раши”, или психованные учителя в “Папиных дочках”. Про нашумевшую “Школу” я уж вообще не говорю”.

Между тем, по словам председателя рескома профсоюзов работников образования Юрия Прохорова, сегодня даже в государственных документах записано, что школа не учит и воспитывает, а “оказывает образовательные услуги”.

– То есть учитель фактически низведен до положения обслуживающего персонала, – констатировал он. В ответ на что председатель ассоциации молодых учителей республики Геннадий Макаров заметил, что как раз непосредственно обслуживающему персоналу – школьным техничкам, например, недавно подняли зарплаты, и теперь они получают больше, чем начинающие педагоги.

В общем, престиж так или иначе тоже связан с финансами. Ведь низкие зарплаты обществом воспринимаются как неуважение государства к профессии, а раз так, то и нам вроде как уважать учителя не обязательно.

Кстати, очень характерным, на мой взгляд, было выступление на “круглом столе” председателя общественной организации родителей казанской школы № 9 Рамзии Арслановой. Помимо прочего, она рассказала, что в их школе существует грантовая поддержка учителей “Родительская симпатия”. Но не является ли это благое начинание косвенным доказательством обслуживающего статуса педагога? Вроде как – вот вам, с нашего стола. И опять же – была бы у преподавателей достойная зарплата, разве зависели бы они так от этой самой “симпатии”?

– Мы и по микрорайонам должны ходить, детей-шестилеток вручную переписывать, и на избирательных участках работать, и агитаторами выступать, и кабинеты свои сами ремонтировать, – перечисляла Людмила Яруллина. – А уж сколько бумаг нужно заполнять – с детьми работать и времени-то не остается!

– А давайте освободим учителя от этих бумаг и оставим ему только прямые обязанности, – предложил заместитель председателя Федерации профсоюзов РТ Юрий Слепов, чем сорвал бурные аплодисменты собравшихся.

Еще более решительно высказался профессор ТГГПУ Анвар Хузиахметов, предложивший ходатайствовать перед российскими властями о присвоении учителю статуса госслужащего с регулярным поступенчатым повышением зарплаты.

– Пока не определимся со статусом – и другие проблемы не решим, – полагает профессор, работавший в свое время и учителем, и завучем, и директором школы, и руководителем роно.

Свое предложение внес и Дмитрий Туманов. Сославшись на турецкий опыт активного привлечения учителей в законодательные органы власти, он предложил и нам пойти по тому же пути – мол, и при распределении бюджета к учителям доверия будет больше.

– Хорошее предложение, – одобрила Валентина Липужина. – В октябре у нас как раз пройдут муниципальные выборы.

“Ужастик” – не наш жанр

Все высказанные предложения вошли в итоговую резолюцию “круглого стола”, которую Валентина Липужина пообещала озвучить перед властями республики. В свою очередь, заместитель председателя Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Людмила Кузьмина сообщила, что в ближайшее время в парламенте обязательно обсудят, какие меры необходимо предпринять для повышения престижа учительской профессии.

А вообще, дискуссия за “круглым столом” продолжалась более трех часов, и проблемных тем было поднято множество. Например, внештатный автор нашей газеты Наталья Чернова, автор опубликованной в “РТ” 23 января статьи “Кто остановит детский беспредел?”, попыталась было привлечь внимание к вопросу незащищенности учителя от клеветы. Напомним: в статье речь шла о том, как дети под влиянием родителей огульно обвиняют педагогов – те, мол, их избивают и унижают. Но тема как-то не нашла отклика у собравшихся, посчитавших, что просто так у нас никого не обвинят, а с родителями, какие бы они ни были, учитель все равно обязан работать и находить общий язык. На мой взгляд, такое отношение свидетельствует о том, что даже столь представительное собрание далеко не в полном объеме представляет себе все проблемы, с которыми ежедневно сталкивается сегодняшний учитель. И все же участники “круглого стола” не могли не признать: подчас “ужастики” про отношения воспитателей и воспитуемых в прессе (в основном на телевидении) подаются однобоко и даже с некоторым смакованием: вот, мол, смотрите, чего учителя-то творят!

– Общество предъявляет к педагогам огромные требования, но пока не очень задумывается, а все ли мы сами для них сделали? – посетовала Валентина Липужина.

И тут не могу снова не процитировать своего знакомого, обиженного на телевидение за Снежану Денисовну и иже с ней: “Учителя нынче – самый социально незащищенный класс, и трудно удержаться, чтобы не свалить на них ответственность за все беды общества. Вот и раздувают вокруг педагогов весь этот черный пиар. А может, хватит “кошмарить” школу?”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще