О глобальных задачах и приземленных сегодняшних проблемах республиканского образования говорили вчера в Казани на итоговой коллегии Министерства образования и науки. Участие в ней принял Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов.
Что должно быть
– Работа нашего министерства ведется по двум направлениям – стратегическому и тактическому, – отметил в начале коллегии министр образования и науки Альберт Гильмутдинов. И, как широко мыслящий стратег, со стратегии и начал. С президентской стратегии развития образования, которая сейчас разрабатывается в Татарстане.
Необходимость разработки такой программы, кстати, сегодня признается и на федеральном уровне: буквально в конце нынешнего января Президент Дмитрий Медведев утвердил образовательную инициативу “Наша новая школа”, где, в частности, рекомендуется “разработать региональные планы по модернизации образования”. Но они там еще только рекомендуют, а у нас уже год назад такое же поручение дал образовательному начальству Президент Минтимер Шаймиев, и, по словам Альберта Гильмутдинова, уже через месяц проект документа будет представлен президентской комиссии.
Программа разработана действительно масштабная. И, заметим, затратная. Тридцать одно ее направление охватывает все уровни образования – дошкольное, среднее и профессиональное. Работали над проектом более 150 экспертов – от воспитателей детских садов до ректоров вузов. При подготовке опирались на социологические исследования, в которых были задействованы все слои населения. А экспертами этой программы будут выступать Всемирный банк и Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”. И если экспертиза пройдет успешно, то уже в мае, полагает глава татарстанского Минобрнауки, стратегию можно будет принять, а с 1 сентября – начать реализовывать.
Что есть
Но это, так сказать, глобальные планы. А есть еще и текущая, будничная жизнь нашего образования. И она, констатировал Альберт Гильмутдинов, пока не очень радует.
– Главной проблемой прошедшего года стала потеря качества, – признал министр. Об этом ярче всего свидетельствуют результаты ЕГЭ, которые у татарстанских школьников оказались ниже среднероссийских. И это, конечно, никого не устраивает.
Хотя не все у нас так уж плохо. Вот по победителям и призерам всероссийских предметных олимпиад, например, Татарстан стабильно удерживает третье место вслед за Москвой и Питером. Значит, есть и талантливые дети, и хорошие учителя… Но это пока явление, увы, не массовое. А в массовой школе работают педагоги, которые нынче, проходя аттестацию в новом формате (все того же ЕГЭ), результатами, мягко говоря, не блеснули. Скажем, ЕГЭ по географии и английскому языку наши педагоги сдали хуже, чем их ученики. Правда, учителям дали два месяца на переподготовку, а потом проверили еще раз. Результаты значительно выросли.
– Хотя бы ради этого стоило проводить такую проверку. И вообще, это хорошо, что результаты плохие, зато мы теперь знаем проблемные места, – оптимистично подошел к вопросу Альберт Гильмутдинов. И тут же сел на своего любимого конька. – Учитель – ключевая фигура образования. Если в школу придут сильные учителя, то и все остальные проблемы решим.
Напомним: министр неоднократно говорил, что одной из ключевых в новой стратегии развития образования должна стать именно подпрограмма “Наш новый учитель”, предусматривающая серьезную финансовую поддержку лучших выпускников татарстанских вузов, пожелавших работать в школе. Кроме этого, рассказал Альберт Гильмутдинов, Татарстан успешно провел переговоры с национальным исследовательским университетом “Высшая школа экономики”, где запускается новая магистерская программа подготовки специалистов в области управления образованием. Обещают готовить суперпрофессионалов западного образца. И первые 20 бюджетных мест в этой магистратуре вуз отдает нашей республике. А через пять лет, пообещал глава Минобрнауки, в Татарстане будет уже сто образовательных управленцев нового уровня, подготовленных из лучших молодых учителей.
В общем, в итоге разговор о тактике решения насущных проблем опять перешел на уровень стратегических задач.
Дежа вю
А между тем…
– Мы серьезно представляем программу нашего стратегического развития, нашего будущего, и умалчиваем о тех проблемах, которые реально существуют, – заметил, выступая на коллегии, Рустам Минниханов. И тут же обозначил все ту же ключевую кадровую проблему. – Стратегия будет реализовываться теми людьми, которые сегодня работают в нашей системе образования, и за один день изменить их, переобучить мы никак не сможем…
Здесь Премьер-министр, конечно, попал в самую больную точку. Потому что программа реорганизации и правда задумана серьезная, задачи перед учительством ставятся масштабнейшие, соответствующие мировым стандартам. Но где стандарты, и где – обычный школьный учитель, который пока ни по уровню, ни по образу жизни никак на эти самые стандарты не тянет… Вот только один аспект: сегодня много говорят об информатизации образования. Подавляющее большинство наших школьников уже давно на “ты” и с компьютером, и с Интернетом. И чем может заинтересовать их учитель, зачастую не имеющий столь же широкого доступа к электронным ресурсам?
Выступление на эту тему гендиректора Центра информационных технологий (ЦИТ) Николая Никифорова создало некий эффект дежа вю. Потому что ровно год назад в том же зале на такой же коллегии Минобрнауки Николай Никифоров говорил о том, что большая часть компьютеров в наших школах морально устарела. Как оказалось, за год ничего в этом смысле не изменилось. Правда, теперь директор ЦИТ озвучил цифру – устарело почти 13 тысяч из 28 тысяч компьютеров. Как и в прошлом году, был сделан вывод: без модернизации в этой сфере серьезных задач нашему образованию не решить… А ведь сегодня жизнь ставит и новые задачи.
– Хотелось бы в Год учителя осуществить амбициозный проект “Каждому учителю – по ноутбуку”. Это, конечно, очень затратно, обойдется в 450 миллионов рублей, – озвучил эти задачи Николай Никифоров. – Но сейчас есть возможность выйти на федеральное софинансирование подобной программы…
Такая перспектива заинтересовала Рустама Минниханова.
– Давайте в этом году действительно запустим такой проект, – предложил он. – Потому что без использования современных технологий учитель просто не в состоянии решать те задачи, которые мы перед ним ставим.
Хочется надеяться, что на сей раз дело действительно пойдет. И через год на очередной коллегии мы уже не услышим о том, что компьютерная база школ морально и материально устарела, а учителя не имеют возможности использовать в работе новейшие технологии…
И все-таки кадры…
Несмотря на ряд замечаний, в целом, отметил Рустам Минниханов, он поддерживает те стратегические идеи, которые озвучил министр образования и науки. Приятно, признался Премьер-министр, что мы начали такую работу раньше, чем аналогичные задачи были поставлены на федеральном уровне. Так что нужно принять стратегию и серьезно подумать, каким образом ее реализовывать. Потому что все сразу по всем направлениям сделать не удастся.
– Мы должны обратить очень большое внимание на кадры, на их переподготовку, – в очередной раз подчеркнул важность “человеческого фактора” Рустам Минниханов. – Нужно изменить ментальность нашего учителя.
Для этого необходима продуманная грантовая политика. Отчасти проблему можно решить в рамках уже действующей в республике программы “Алгарыш”, предусматривающей гранты на подготовку и переподготовку наших специалистов в лучших российских и зарубежных образовательных центрах. Кроме того, в реализации новой программы развития образования, по мнению Рустама Минниханова, свое веское слово должны сказать вузы, недавно получившие статусы научно-исследовательского и федерального университетов.
От себя же лично Премьер-министр высказал разработчикам президентской стратегии пожелание – побольше внимания уделить спортивной составляющей образования. Ведь нам нужны не только умные, но и здоровые дети.
В работе коллегии также приняли участие главный федеральный инспектор по РТ Марсел Галимарданов, заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, начальник управления по вопросам внутренней политики Президента РТ Александр Терентьев, генеральный прокурор РТ Кафиль Амиров, госсоветник при Президенте РТ по социальным вопросам Татьяна Ларионова, глава Союза ректоров вузов РТ, ректор КГУ Мякзюм Салахов, представители вузовской и научной общественности.