Язык до Страсбурга доведет

Европейский суд по правам человека, что во французском городе Страсбурге, принял к рассмотрению жалобу казанской гимназистки, отстаивающей свое право сдавать Единый государственный экзамен на татарском языке.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Европейский суд по правам человека, что во французском городе Страсбурге, принял к рассмотрению жалобу казанской гимназистки, отстаивающей свое право сдавать Единый государственный экзамен на татарском языке.

Напомним предысторию вопроса. Как известно, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на образование, а также на свободный выбор языка обучения. Право каждого обучаться на родном языке зафиксировано и в Федеральном законе “Об образовании”. Однако 28 ноября 2008 года вышел приказ Минобрнауки России, где в пункте 5 говорится, что государственная итоговая аттестация школьников, которая проходит в форме Единого госэкзамена, по всем предметам, за исключением иностранных языков, проводится на русском языке.

В казанской семье Камаловых на данный постулат отреагировали однозначно: это нарушение конституционных прав ребенка, дискриминация основных прав и свобод по признаку языка и, соответственно, национальному происхождению. Ведь занятия в гимназии, где учится их дочь, проходят на татарском языке с 1 по 11 класс. И, чтобы успешно сдать ЕГЭ на русском, девочке придется либо переходить в другую школу, либо оплачивать услуги репетиторов для дополнительной подготовки.

Мама школьницы как законный представитель своей несовершеннолетней дочери обратилась с заявлением в Верховный суд России с целью признать

5-й пункт упомянутого приказа недействительным. Но суд, состоявшийся в апреле прошлого года, это обращение не удовлетворил, а в июле 2009-го кассационная коллегия Верховного суда первичное решение оставила без изменения.

Камаловы не сдались и обратились с жалобой в Страсбург. Представлять интересы казанской гимназистки в Европе будет правовой советник Татарского ПЕН-центра,  директор агентства правовой информации “Человек и закон” Борис Пантелеев.

– Право на образование относится к фундаментальным правам человека, – поясняет советник юстиции Пантелеев. – А поскольку экзамен – это венец образовательного процесса, его неотъемлемая часть, то лишение права экзаменоваться на родном языке тождественно лишению права на само обучение. Такое важное решение должно приниматься только федеральным законом, но никак не приказом министерских чиновников. Кроме того, непредсказуемость действий властей (введение новых правил в срочном порядке, не дающее разумного срока для перехода, выбора новой формы обучения) недопустима в правовом государстве.

Теперь остается только ждать, согласится ли с этими доводами Страсбургский суд.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще