Послание философа

Сегодня в конференц-зале Института истории имени Ш.Марджани состоится научно-практическая конференция “Татарская общественная мысль: традиции, проблемы, перспективы”, посвященная 90-летию со дня рождения доктора философских наук, заслуженного деятеля науки Татарстана и России Яхъи Габдулловича Абдуллина (1920-2006).

Сегодня в конференц-зале Института истории имени Ш.Марджани состоится научно-практическая конференция “Татарская общественная мысль: традиции, проблемы, перспективы”, посвященная 90-летию со дня рождения доктора философских наук, заслуженного деятеля науки Татарстана и России Яхъи Габдулловича Абдуллина (1920-2006).

Когда началась война в Испании, шестнадцатилетний Яхъя написал письмо Клименту Ворошилову с просьбой принять его в ряды Красной Армии. Он мечтал попасть на фронт, чтобы помогать вместе с другими республиканской Испании, однако этот душевный порыв юноши остался безответным. Когда началась война в Финляндии, слушатель Елабужской школы политического образования Абдуллин отправился в военкомат с намерением поехать на фронт, но вновь не нашел ожидаемого отклика. Великую же Отечественную войну он прошел от начала до конца, находясь постоянно на передовой.

Оборона Сталинграда, прорыв блокады Ленинграда, освобождение от гитлеровских поработителей Европы и штурм Берлина – таковы вехи боевой одиссеи тюлячинского парня, вернувшегося с фронта с боевыми наградами – орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного Знамени и многими медалями.

Окончив в наступившее мирное время Казанский юридический институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС, Яхъя Габдуллович в 1957-м защитил кандидатскую диссертацию на тему “Критика взглядов Каутского на буржуазное государство и буржуазную демократию”. А в 1965 году он начинает исследование, занявшее всю его остальную жизнь, – мир татарской мусульманской духовной культуры, отображенной в книгах на арабской графике, принадлежащих перу Ш.Марджани, А.Утыз-Имяни, Ш.Культяси, Х.Фаизханову, К.Насыри…

Эта часть культуры татарского народа находилась в те времена под негласным запретом. Сам Яхъя Габдуллович говорил, что когда впервые начал публиковать статьи о духовном наследии татарских интеллектуалов, то постоянно ожидал контрдействий со стороны органов госбезопасности. Однако, по всей видимости, безупречная биография Абдуллина, его фронтовое прошлое служили ему надежным щитом.

В 1975 году в ИЯЛИ под его руководством был организован сектор Истории татарской общественной мысли, работа которого, уже при Институте истории им. Ш.Марджани, продолжается и по сей день. В 1976 году вышла знаковая для татарской культуры работа Яхъи Абдуллина “Татарская просветительская мысль”, в которой впервые после многих лет принудительного забвения было исследовано интеллектуальное наследие мусульманских мыслителей. Через год последовала защита докторской диссертации на тему “Социально-философская характеристика просветительства среди татар Поволжья и Приуралья (ХIХ)”- продолжение изучения и открытий ученого на избранной стезе. В последующих своих статьях, объединенных в сборник под названием “Миллэт язмышы. Уйланулар” (“Судьба нации. Размышления”), ученый, представший философом-мыслителем, давал современникам богатую пищу для раздумий о сущности национальных чаяний татарского народа. Национализм, согласно концепции ученого, – это не провозглашение превосходства одной нации над другой, а признание прав народа равными правам других народов. Если русский, англичанин или перс могут хотя бы в одной стране мира получить высшее образование на родном языке, то почему это становится невозможным для татарина, шотландца или курда? Разве мир станет хуже, если в нем будут мирно жить и развиваться тысячи наций и этносов? Если мы заботимся о сохранении редких видов животных и растений, то совершенно очевидно, что с еще большим вниманием и уважением мы должны относиться к языку, культуре, обычаям и традициям самых разных народов, пусть даже и не столь многочисленных и могущественных. Чем больше разнообразия в мире, тем богаче и удивительнее окружающая жизнь.

Если бы Яхъя Габдуллович Абдуллин дожил до сегодняшнего дня, то совершенно очевидно, он продолжал бы свою поистине пророческую миссию. Ведь послание философа идет из глубины души: не только татары, весь мир потеряет в красках, если из него исчезнут молитва-благословение бабушки, колыбельная матери, звук курая, льющийся над берегом реки… Судьба нации – в руках каждого, чье сердце помнит, откуда он пришел и куда держит путь.

Лейла АЛМАЗОВА,
кандидат философских наук
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще