Весьма важная и подзабытая в наши дни тема поднимается в статье доктора исторических наук Лидии Сыченковой “О музее Мариинской гимназии и невыученных уроках истории” (“РТ”, 17 декабря 2009 г.). Как историку и как педагогу, мне хочется поделиться своими рассуждениями на этот счет.
Автора статьи, как настоящего гражданина и патриота родного города, всерьез обеспокоила проблема подмены истинно бережного и трепетного отношения к истории погоней за новомодными историческими сюжетами. Если развивать эту тему дальше, можно говорить о подмене более глубинной – подмене воспитания псевдовоспитанием, последствия которого куда более серьезны для нравственных устоев общества.
В качестве же уточнения хочется добавить следующее. Мне довелось работать со школьниками в упомянутом в статье музее декабристов. Я пришла туда в конце 1980-х в качестве руководителя кружка краеведения, когда это был уже достаточно крупный, официально зарегистрированный школьный музей. Чтобы получить такой статус, предъявлялись высокие требования. Но главное, что отличало школьный музей, – это атмосфера, которая там царила. Великолепно оформленные стенды, исторические костюмы, немногочисленные старинные вещицы, которые воссоздавали дух ушедших времен, – все это было результатом поисковой и творческой деятельности самих школьников.
Но самое интересное, что в школе существовал еще один музей – Героя Советского Союза Шамиля Рахматуллина. Именно в этой школе он учился, отсюда, окончив военные курсы, ушел на фронт и геройски погиб в 1943 году при форсировании Днепра. Именем Ш.Рахматуллина назван переулок, в котором располагается нынешнее здание лицея им. Лобачевского. В музее Рахматуллина (это был обычный учебный кабинет) была парта, за которой он учился, сидеть за ней отводилось только лучшим ученикам. Здесь же были личные вещи героя, воспоминания о нем. Все это успели собрать сами школьники, пока еще были живы родственники Шамиля, его одноклассники. Ежегодно дети отправлялись в поход по местам боевой славы героя. И это было лучшим средством их воспитания. Согласитесь, не каждая школа, даже в советские времена, могла похвастаться сразу двумя музеями и активностью учащихся при их создании. Думается, на презентации нового музея – музея Мариинской гимназии – можно было бы упомянуть об этом.
Но главное все-таки заключается в другом. Мы так много говорим о проблемах воспитания подрастающего поколения, но сути видеть не хотим: детям нужно давать возможность совершать поступки, в том числе поступки высокого нравственного порядка. Поисковая деятельность – как раз из этого ряда. Только тогда, когда душа будет освещена светом самостоятельных поисков и открытий, она по-настоящему пробудится. Надеюсь, что нынешнее руководство лицея это понимает. Тем более что многие педагоги сами в свое время занимались поисковой деятельностью, ходили в походы, работали в архивах. Да, у лицеистов немало достижений. Однако хочется, чтобы, нацеливая их на высокие результаты в учебе, не забыли и об их душе.