Приучить себя делать зарядку, научиться грамотно распоряжаться собственным временем и даже осознать, в чем цель жизни, – эти и многие другие знания и навыки учащиеся казанского лицея имени Лобачевского при КГУ получают в ходе еженедельных уроков лидерства, которые проходят здесь с начала нынешнего учебного года. Ведет необычные уроки для лицеистов министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов. На одном из таких уроков побывал корреспондент “РТ”.
– На ответы у вас есть пять минут, – говорит лицеистам Альберт Гильмутдинов, раздавая им специально приготовленные анкеты.
Краем глаза заглядываю в анкету, читаю один из пунктов: “Назовите три самые важные цели, стоящие перед вами сегодня”. Ну ничего себе вопросик! Я и сама, пожалуй, так, с ходу, не сформулирую… Между тем, поясняет министр, именно в условиях цейтнота человек подсознательно определяет самое для себя главное. Тем не менее на сданных листках встречаются прочерки. И не только в ответах на приведенный вопрос.
– Многие из вас нечетко осознают свои недостатки и не представляют своих жизненных целей. И с этим надо что-то делать, – замечает Альберт Гильмутдинов. И ведет с подростками непростой разговор о том, зачем вообще нужна цель в жизни, какой она должна быть, как ее добиваться и как важно извлекать уроки из поражений, постигших тебя на этом пути.
Подобные теоретические беседы “о смысле жизни”, рассказывает нам позже министр, – лишь одна часть уроков лидерства. Кроме этого, они еще включают проект так называемых личных побед. Что это такое? Ну, скажем, семиклассник Артур Авхадиев поставил себе задачу серьезно освоить английский язык. Поставил он ее давно, да все времени на воплощение идеи в жизнь не хватало. Теперь парень каждый день по часу читает литературу на английском – это его личная победа.
– Когда на уроках лидерства я познакомился с принципами тайм-менеджмента, – поясняет он, – находить время для иностранного языка стало гораздо легче.
Про тайм-менеджмент – это он, конечно, чтобы выглядеть солиднее. А если по-простому – парень учится грамотно использовать свое время. Как и его одноклассник Леша Васильев, у которого все никак не доходили руки до ежедневной зарядки…
– На этих уроках я увидел, что не одинок, с такой проблемой сталкиваются многие мои одноклассники, – рассказывает он. – Но выход есть – надо жестко планировать время, стараться не тратить его впустую. Теперь я стал гораздо больше успевать, в том числе и делать зарядку. А друзья стали больше меня уважать и прислушиваться к моему мнению.
И это тоже личная победа. У каждого она своя, причем о цели, которую ты перед собой поставил, не обязательно рассказывать другим – важно просто соблюдать данное себе слово. Это же касается и третьего направления работы в рамках уроков лидерства – проекта “Добрые дела”. Тут уже речь идет об обязательствах коллективных: лицеисты делятся на группы, и затем одни ходят в реабилитационный центр для детей-инвалидов, другие ездят в спецшколу для детей с девиантным поведением, третьи – в собачий питомник. Одним словом, туда, где есть нужда в волонтерской помощи. Потому что лидер, поясняет министр, – это человек, который неравнодушен к чужим проблемам. И опять же: важно выполнять взятые на себя обязательства. Раз начали заниматься добрыми делами – не бросать! На уроках лидерства это называется общей победой.
Но для подростков из лицея при КГУ важны не только такие достижения. Им нравится, что министр общается с ними на равных. Вот урок окончен – и Гильмутдинова окружает плотное кольцо ребят.
– Альберт Харисович, а можно вас спросить, если вы не торопитесь?..
Скорее всего, он, конечно, торопится. Но останавливается и внимательно выслушивает каждый вопрос. Позже поясняет нам:
– Мне, как министру, такое общение со школьниками очень важно. Мы сейчас пытаемся что-то менять в образовании, но ведь делается это ради самих детей, а что мы о них знаем? Голые кабинетные идеи малопродуктивны. Считаю, профессионалом в образовании не может считаться человек, который не имеет прямого контакта с детьми.
В общем, не случайно к татарстанскому “ноу-хау” уже выказали большой интерес представители федерального Министерства образования и науки. За опытом в новом деле в Казань приехал заместитель министра Исаак Калина, для которого уже сегодня проведут открытый урок. Между тем напомним, что идея уроков лидерства была впервые озвучена в августе этого года на традиционном республиканском педсовете. Там приводились данные исследований, выявивших низкий лидерский потенциал юных татарстанцев. Это и послужило толчком к появлению уроков, которые должны развить в подростках соответствующие качества. Сегодня они ведутся в 22 школах республики – помимо Казани, к проекту подключились Набережные Челны, Нижнекамск и Заинск. Старшеклассники ходят на уроки лидерства исключительно по желанию. Например, в лицее при КГУ, где школьники учатся с 7-го по 11-й класс, изначально таких желающих набралось около 40 человек. Жестких требований по посещаемости и по числу занимающихся нет. Как нет у учащихся и установки (это мы выяснили, пообщавшись с лицеистами) непременно стать “большими начальниками”. Тот же Леша Васильев, у которого, кстати, и папа, и мама работают на руководящих должностях, уверенно объяснял нам, что лидерские качества пригодятся в жизни любому человеку, независимо от специфики работы.
– Мы не ставили цели добиться какой-то массовости, – рассказывает Альберт Гильмутдинов. – И тем более это не должно было быть “обязаловкой” – приходит только тот, кому это действительно нужно и интересно. Сначала предполагалось, что будет четыре-пять пилотных групп в разных школах. Но ряд учителей сами проявили инициативу вести такие занятия. Кроме того, ко мне на первые уроки приходили люди из бизнеса, из госструктур. И некоторые из них тоже решили учить детей основам лидерства. У нас среди преподавателей есть и депутат Госсовета, и директора предприятий… Ведь здесь не нужно педагогическое образование, а нужен состоявшийся взрослый человек, желающий поделиться с детьми опытом осмысления жизни.
Нет на уроках лидерства ни каких-либо оценок, ни утвержденной программы. Пока каждый преподаватель читает свой курс, но планируется, что позже, в процессе работы и обмена опытом, будет все-таки выработана некая единая программа, которая – почему бы нет? – может в дальнейшем стать основной для общероссийских уроков лидерства. Ну а в самом Татарстане, по словам Альберта Гильмутдинова, экспериментальных площадок после Нового года станет больше – появляются новые школы, пожелавшие ввести у себя подобные уроки.