Книга профессора Ренада Жданова “Биоактивные спиновые метки” (Bioactive Spin Labels) издана в известном научном издательстве “Springer” в 1992 году, но до сих пор активно цитируется и продается. По словам самого ученого, этот труд явился результатом многолетних исследований биологически активных стабильных радикалов.
Автор научного “бестселлера”, а также еще 200 статей и 20 книг, доктор химических наук, профессор, почетный член Академии наук Республики Татарстан, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии Российской академии медицинских наук (НИИОПП РАМН) Ренад Ибрагимович Жданов недавно стал гостем клуба “Встречи без галстука” Академии наук Татарстана.
У истоков генной терапии в России
– Ренад Ибрагимович, расскажите, пожалуйста, над чем вы сейчас работаете?
– Профессия исследователя заключается в том, чтобы, как сказал американский биохимик, нобелевский лауреат Альберт Сент-Дьерди, “видеть то, что видят все, и думать так, как не думал никто”. Эта профессия специфична и, может быть, даже близка к журналистике: исследовать мир – это, как и журналистика, одна из древнейших профессий.
В Москве я заведовал двумя лабораториями в Академии медицинских наук, год даже одновременно. В первой – лаборатории генотерапии НИИ биомедицинской химии РАМН – мы разрабатывали невирусные системы на основе липидов для переноса генов в целях генотерапии.
Новыми необычными свойствами геномной ДНК мы стали заниматься во второй лаборатории, которую для меня открыли, – лаборатории функциональной геномики и липидомики НИИОПП РАМН. Про ДНК знают многое, особенно известны процессы репликации и транскрипции, в которых она участвует. Но мало кто знает, что ДНК взаимодействует и с липидами. Связываясь в определенной последовательности, они могут, по нашему мнению, сформировать некий “липидный код” ДНК. Мы работаем над этой гипотезой и собираемся провести серию экспериментов совместно с казанскими учеными.
– Что примечательно – у вас химическое образование. Как получилось, что область ваших интересов связана больше с биомедициной?
– Учиться никогда не поздно! Это доказывает известный пример академика АН СССР А.А. Микулина, создававшего двигатели для наших самолетов. Оказавшись после войны на больничной койке, он создал свою собственную систему реабилитации и долголетия. Он разработал, например, известную в мире “машину здоровья”. Так, в частности, ученый постоянно отводил от своего тела “положительное электричество” и спал “заземленным”. Хотя Микулин и был академиком, ему не разрешали опубликовать эту систему. Тогда в 75 лет он поступил в медицинский институт и в возрасте 81 года его окончил (прожил он до 92 лет). И после этого Микулин опубликовал свою книгу. Учиться можно и надо всегда!
Химик я по образованию, а по опыту работы биохимик и профессор – по специальности “биофизика”. В том, что я химик, “виновата” знаменитая казанская химическая школа. Я увлекался в детстве химическими опытами, познакомился с Николаем Павловичем Гречкиным, блестящим химиком из Казанского филиала АН СССР, и химия стала для меня основной наукой. После окончания КГУ увлекся химией свободных радикалов, и по мере развития наших исследований нитроксильных радикалов в Институте химической физики АН СССР в Москве мы стали изучать их биологическую и фармакологическую активность.
Конец начала
– Скажите, пожалуйста, чем объяснить, что в последние два десятилетия интерес ко всему, что связано с геномом человека, так возрос? Человечество стареет?
– Да, человек стареет, но он и должен жить долго! Как пример активного долголетия можно привести жизнь Ли Чинг-Юна в Китае, прожившего более 200 лет: он всю жизнь имел дело с лекарствеными травами. Известна супружеская чета в Японии, которая прожила 220 (он) и 200 (она) лет: они целенаправленно воздействовали на особые точки акупунктуры, отвечающие за долголетие. Наконец, Заро Ага (1774-1934) прожил в Турции 160 лет. И сейчас есть такие супердолгожители – в Азербайджане, к примеру.
Только что в американском журнале по биоэтике (American Journal of Bioethics, v.9, №11) вышла наша статья с американским генетиком Рики Льюисом, автором, пожалуй, лучшего в мире учебника “Генетика человека”. В этой статье мы впервые предлагаем использовать в исследованиях и клинике стволовые клетки столетних и супердолгожителей (старше 110 лет). Дело в том, что, согласно существующей парадигме, во всем мире используют эмбриональные или подобные им стволовые клетки. Стволовые же клетки долгожителей, по нашему мнению, должны быть более тренированы и устойчивы к болезням, а потому могут оказаться более полезны.
Геном человека – это самое важное для жизни человека, это те часы, которые определяют ритм нашей жизни, об этом биологи думали всегда. Вы можете себе представить, что еще в 1930-е годы ДНК считалась “балластом” клетки, потому что не была известна ее функция в клетке? Сейчас же считается, что это главная молекула клетки – молекула наследственности, и самое важное содержимое ее ядра – то, что определяет развитие организма и его последующую жизнь.
“Генетика” счастья
– Что вы вкладываете в понятие “счастливая жизнь”? Благоприятное стечение обстоятельств для данного индивида или его свойство воспринимать действительность?
– Как существуют гены долголетия, так есть и гены счастья: их в геноме человека более 30 тысяч. Их правильное функционирование, “работа в оркестре”, и определяет наше долголетие и нашу счастливую жизнь. Можно с большой вероятностью утверждать, что все гены в геноме человека и их регуляторные последовательности – это “гены счастья”. Если они правильно функционируют, значит, у человека исходно есть все условия для счастья, потому что он здоров. Истина, по-видимому, заключается в том, что счастлив реализовавшийся человек. Об этом писали и Гете в “Фаусте”, и Мечников в “Этюдах оптимизма”: первый отводил человеку, по крайней мере, 100, а второй – 120 лет жизни. Первую часть жизни человек познает себя и свои возможности, а вторую часть жизни он реализует их на благо людей. Такое сочетание жизни для себя и для людей вплоть до инстинкта смерти и дает ощущение счастья (ортобиоз по Мечникову). Полагаю, что в среднем человек вполне может жить сто лет.
Как-то был в Дании с семьей и прожил там две недели. По опросам общественного мнения и мнению экспертов, уровень счастья жителей в этой стране самый высокий в мире. Это настоящая социалистическая монархия. Чтобы купить там автомобиль, например, вам нужно заплатить за него на 60% больше стоимости, и эти налоги идут на социальные нужды, в частности на поддержку велосипедистов, которые ездят по специальным дорожкам, которые есть повсюду. Жители этой страны исповедуют общепринятый во всей Скандинавии так называемый моральный закон Янте, суть которого – быть как все! Этот закон гласит, что вы не должны думать, что вы что-то из себя представляете только из-за того, что вы что-то из себя представляете. Небесспорно, наверное, но вот такие простые истины приводят к тому, что население страны в целом живет счастливо.
– Ваши работы пока чисто теоретические или они трансформируются в какие-то медицинские технологии, фармакологические исследования?
– Не могу сказать, что есть капли имени Жданова. Мы к этому не стремимся, делаем то, что мы можем. Американцы лечат сейчас высокое давление стабильными радикалами, которые мы предлагали в качестве лекарственных средств 20 лет назад. Следуя традициям народной медицины, в Турции повышенное давление лечат чесноком, а в Америке для этого едят грейпфруты. Народная медицина, растительная пища и фрукты у нас на столе часто более действенны, чем лекарственные препараты. Активное долголетие более свойственно не тем, кто употребляет много лекарств, а тем, кто следует народным традициям долголетия.
– Как вы относитесь к генно-модифицированным организмам (ГМО) – растениям и животным?
– Вы имеете в виду так называемые трансгенные организмы – растения и животных, в которых изменена структура генов. Их безопасность до сих пор не очень исследованная область, хотя работы в этом направлении ведутся. Определенного ответа на ваш вопрос у меня пока нет. Когда я работал в Университете Мартина Лютера в Германии, там в технопарке была лаборатория, где занимались генетически трансформированными растениями. Так ученые-генетики, которые работали в этой лаборатории, не покупали в супермаркетах генетически модифицированных продуктов. Исследования по безопасности ГМО ведутся, и некоторые результаты опубликованы: известно, к примеру, что трансгенные мыши не боятся кошек. Не исключено, что эти продукты могут нарушить существующий природный баланс.
– Говорят, вы собираете почтовые марки. Расскажите, пожалуйста, о вашем увлечении.
– В детстве все собирают марки, а потом, как правило, о них забывают или выкидывают. Я оказался “жадным” и не выкинул, а совместил это хобби с профессией. Так собралась коллекция около четырех тысяч марок с научной тематикой. Эту коллекцию я хотел бы подарить Академии наук Татарстана, которая так успешно осуществляет координацию научных исследований в республике. На мой взгляд, эта коллекция может быть полезна для молодежи тем, что по почтовым маркам можно наглядно изучить историю научных открытий, так как они отражают реакцию общества на работу ученых.