Немногим более 28 миллиардов бюджетных рублей получит в 2010 году образовательная сфера республи.
В частности, на организацию отдыха детей власти собираются потратить около 749 миллионов рублей, на поддержку одаренных детей и молодежи в казне будущего года предусмотрено 85 миллионов рублей. Около 9 миллионов рублей отложено на проведение ЕГЭ. При этом заработная плата бюджетников останется на уровне текущего года.
Такой малоутешительный прогноз был озвучен министром финансов Радиком Гайзатуллиным в ходе совместного заседания Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и комиссии парламента по контролю за реализацией национального проекта “Образование”.
Главной темой дня стал проект бюджета республики на 2010 год, который народными избранниками обсуждался впервые. В первом чтении главный финансовый документ рас-смотрят в Госсовете 5 ноября.
– Доходная часть бюджета этого года собирается крайне тяжело, – посетовал Радик Гайзатуллин. – Ладно смогли получить льготные федеральные кредиты. Часть финансовой помощи в размере 2,35 миллиарда рублей поступит в республику до конца октября или в начале ноября.
На следующий год объем федеральных инвестиций, по словам министра финансов, заметно уменьшится, и рассчитывать республике в основном придется на собственные силы.
Однако, как считает преподаватель истории казанского лицея-интерната №2 Юрий Лазарев (слово он попросил сразу после выступления Радика Гайзатуллина. – Авт.), несмотря даже на кризис, финансовые вложения в образовательную отрасль республики должны быть более значимыми. Прежде всего необходимо пересмотреть систему оплаты труда учителей, убежден Юрий Лазарев.
– Учительство республики стареет, а молодые специалисты за мизерную зарплату в школе работать не хотят, – сказал оратор. – Педагогический коллектив нуждается в свежих силах, креативных умах, так как старая гвардия учителей уже не способна полноценно готовить выпускников к ЕГЭ. Кроме этого, из последних сил пытаемся не скатиться по результатам олимпиад.
В таких условиях, уверен Юрий Лазарев, выживут лишь наиболее известные и раскрученные учителя. И то лишь за счет репетиторства.
В словах педагога, конечно, есть доля правды. Желающих работать в школе среди выпускников педагогических вузов с каждым годом все меньше, а те, кто решился было, через год или два просто “бегут” из нее и с успехом реализуют себя на другой стезе.
Что же касается снижения деятельности педагогов республики, то здесь учитель истории, пожалуй, все же сгустил краски. Только в 2009 году 17 наших школьников стали победителями и 41 – призерами всероссийских олимпиад. Честь республики на них в общей сложности защищали 108 человек. На протяжении пяти лет по Приволжскому федеральному округу результаты нашей команды школьников самые лучшие, а по России мы с 2003 года входим в так называемую “золотую дюжину” и занимаем третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Без сомнения, порох в пороховницах наших учителей, судя по успехам их воспитанников на всероссийском и международном уровнях, еще имеется. Такие показатели были бы невозможны и без соответствующей государственной поддержки талантливой молодежи. О мерах содействия одаренным детям речь зашла и в рамках комиссии Госсовета по контролю за реализацией нацпроекта “Образование”. Как было сообщено, только с 2006 по 2008 год включительно на поддержку талант-ливой молодежи республики федеральный бюджет выделил более 18,5 миллиона рублей. Местным вундеркиндам адресована реализуемая в Татарстане с 2006 года программа грантов Правительства на подготовку и переподготовку кадров в российских и зарубежных образовательных и научных центрах. Всего за три года в них обучились и стажировались 528 студентов, аспирантов и молодых ученых. Нарастить интеллектуальный и творческий потенциал местных школьников и молодежи призвана разрабатываемая в настоящее время Комплексная государственная программа развития системы образования республики на 2010-2015 годы.
Приглашенные на заседание преподаватели акцентировали внимание на том, что казанские вузы, в отличие от московских, менее лояльны к своим талантливым абитуриентам. Депутаты решили детально обсудить эту и другие проблемы уже при непосредственном участии ректоров высших учебных заведений столицы республики. Кроме этого, комиссия Госсовета по контролю за реализацией нацпроекта “Образование” рекомендовала Правительству при рассмотрении бюджета на 2010 год предусмотреть дополнительные финансы на поддержку одаренных детей и молодежи. А также дальше модернизировать вышеупомянутую правительственную программу грантов.
Также на совместном заседании, в котором приняли участие заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, глава Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и комиссии парламента по контролю за реализацией нацпроекта “Образование” Разиль Валеев, были обсуждены изменения для внесения в республиканские законы “О свободе совести и о религиозных объединениях”, “Об образовании”.