Первый раз в первый класс – это трудно. Причем не только для самих первоклассников, но и для их родителей. Прошло полтора месяца, как я отправила сына в школу, но каждый день приносит новые вопросы. И учительница хорошая, и программа вроде бы интересная, творческая, и ребенок-то подготовлен к школьным правилам. Но проблем от этого не меньше…
Успокаивает то, что не у меня одной такие трудности. Уже к концу сентября у всех мам наших первоклашек возникла масса вопросов. От простых – как не проспать в школу – до более сложных – что самое важное для ребенка на данном этапе? Догадки по поводу последнего есть: главное – не выработать у сына или дочери отвращения к школе. И плясать уже от этого. Но как это сделать? Вопросы родителей первоклассников мы адресовали сотрудникам психолого-педагогической службы “Сердэш” – педагогу Гульнаре Тарасовой и психологу Альфие Махатадзе.
– Как облегчить адаптацию первоклассников?
– Очень часто первые недели, проведенные ребенком в школе, становятся серьезным испытанием для всей семьи. Для того чтобы первоклассник легче приспособился к изменениям, нужно учесть некоторые важные моменты. Самое первое и главное правило – соблюдение режима. С началом обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ему нужно время, чтобы отдохнуть. Как и нам, взрослым, ему после рабочего дня нужен кусочек тишины и покоя. Хорошей помощью организму школьника может стать привычка к дневному сну.
Масса впечатлений, переполняющих первоклашку, сама по себе представляет нагрузку для маленького ученика. А ведь ему еще нужно привыкать к тому, что надо высидеть весь урок, не отвлекаться и при этом слушать учителя. Ни в коем случае не давите на ребенка, ведь ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новым правилам и соблюдению режима.
Период адаптации в основном длится от трех до шести месяцев, когда маленький ученик приспосабливается к школе физически и психологически. В этот период очень важно помочь ему осознать, что школа – это место получения знаний и в ней не всегда легко, но зато увлекательно и интересно. Если что-то у малыша не получается – помогите. Интересуйтесь успехами ребенка, не забывайте хвалить его. Чаще общайтесь с маленьким учеником – тогда школьные проблемы и переживания будут для него не так серьезны.
– Как приучить ребенка делать уроки регулярно и самостоятельно?
– В этом деле большая роль отводится родителям. Очень часто они позволяют своему чаду остановиться где-то на половине пути: мол, знает и ладно, красиво делать научится потом. Здесь и допускается ошибка. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания от начала до конца. Надо приучать школьника думать о результате, избавлять от мыслей типа: “Быстрее бы дописать (дочитать, дорисовать и т.д.) и все забыть”.
Вырабатывая у ребенка стремление выполнять задание не просто как получится, а по возможности хорошо, надо ориентировать его и на то, что завтра он сделает еще лучше, чем сегодня. Учеба – это постоянное совершенствование навыков, первоклассник должен усвоить это с первых дней в школе. Правильно организованная домашняя работа тоже приучает его к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
– Через неделю сын отказался ходить в школу. Что делать?
– Неудивительно, ведь ребенок ждал новой яркой жизни, а оказалось, что учеба в школе – это тяжелый труд и необходимость повиноваться учителям, а еще надо уметь строить взаимоотношения с одноклассниками и избегать конфликтов, что не всегда получается. Еще недавно он жил беззаботно и весело, а сегодня повязан сплошными “нельзя” и “должен”.
Организм ребенка не всегда справляется с повышенными требованиями, и появляются первые признаки неблагополучия: усталость, головная боль, снижение аппетита, нарушение сна. Иногда появляются страх и нежелание посещать школу. Эти трудности адаптационного периода надо компенсировать повышенным вниманием и заботой в домашней обстановке. Проявите выдержку, не срывайтесь и не ругайте ребенка за неудачи. Будьте доброжелательны и терпеливы, не указывайте в качестве примера на более удачливого одноклассника, чтобы не вызвать чувства собственной неполноценности. Убедите ребенка, что все его трудности – временные, они случаются в жизни каждого человека, и надо уметь их преодолевать. Приведите пример из собственной практики, когда дела не клеились
и неудачи шли одна за другой, но вы взяли себя в руки и справились с невзгодами. И не забывайте повторять, что любите его, несмотря ни на что. С помощью семьи адаптация к школе происходит легче и быстрее.
– Когда нужно приучать школьника к домашнему труду? И нужно ли вообще это делать?
– Лучшее время для приучения ребенка к домашнему труду то, когда у него самого появляется желание помогать взрослым. Начиная с двухлетнего возраста дети готовы что-то делать, например, вместе с родителями застилать постель, в три года – помогать вынимать чистое белье из стиральной машины, в четыре года – накрывать на стол, а в пять – вытирать пыль, пользоваться пылесосом. По мере взросления у детей повышается ответственность за выполняемые ими дела и возрастает способность к самостоятельному принятию решений.
Дети должны трудиться. Чаще всего им доступна работа по дому. Как правило, порученные обязанности хорошо выполняются, если сын или дочь видят их необходимость для жизни семьи и получают моральную поддержку и поощрение за свой труд. Желая дать ребенку поручение, родители не должны настаивать на каком-либо одном деле. Дайте свободу выбора. Ребенок не должен думать, что вы предлагаете ему дело, которое не желаете выполнять сами. Он должен понять, что выполняет работу, необходимую для благополучия семьи. Поручение не является самым простым или неприятным, ведь он сам его выбрал. А если родители обязывают детей к какому-то виду работы по дому, те воспринимают поручение как наказание. Поэтому нужно подходить к распределению обязанностей с некоторой долей свободы и юмора – дети с удовольствием принимают такой образ жизни семьи.
– У меня ребенок очень невнимательный и неусидчивый – как его приучить к порядку? Ни крики, ни уговоры не помогают.
– Прежде всего надо отметить, что причина детской невнимательности связана с недостаточной мотивацией к выполнению тех или иных заданий. Если ребенок занимается делом, которое ему интересно, его внимание, как правило, сосредоточено на результате. Малопривлекательная работа ведет к отвлечению. Необходимо развивать познавательную учебную мотивацию. При однообразии занятий на помощь приходят другие мотивы – чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку или избежать наказания. Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса, с его интеллектуальной деятельностью, с формированием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей времени и немалых усилий.
– Всем ли детям можно ходить в группу продленного дня? Кому категорически не следует этого делать?
– Не рекомендуется посещать группу продленного дня дезадаптированным детям, а именно: тревожным, неуверенным, с отсутствием учебной мотивации, с нежеланием посещающим школу, испытывающим страхи, эмоционально возбудимым. Не рекомендуется посещать продленку детям с ослабленным здоровьем, с плохим аппетитом или привыкшим к домашней еде.
– Как определить, перегружен ребенок в школе или нет?
– В первую очередь, по показателям физического состояния организма – сну, аппетиту, двигательной активности (снижена, повышена). Сигналами перегрузки организма являются и эмоциональное возбуждение (повышенная конфликтность), капризность, нежелание договариваться, появившиеся вредные привычки – кусание ногтей и т.п., отказ от выполнения привычных дел, возврат к ранним способам поведения. Но надо иметь в виду, что в начале учебного года, в период адаптации такие особенности поведения могут проявляться временно – в течение шести недель.
– Как не противопоставить себя учителю?
– Не допускается обсуждение методов, действий педагога в присутствии детей. Учитель, школа должны быть авторитетными для ученика. Если вы имеете свое, отличное от педагога мнение, высказывайте его на собраниях, встречах с учителем, завучем, директором. Старайтесь это делать в доброжелательном тоне в рамках конструктивного диалога во имя достижения общей цели – обеспечения ребенка качественными знаниями с сохранением его физического и психологического здоровья. Если не удается добиться взаимопонимания, ищите другую школу.
– Сын в первый же день полез целоваться к девочкам со словами “Как я вас люблю!”. Но он вообще эмоциональный – всегда всех обнимает и целует. У нас в семье так заведено, да и в книгах написано, что детей нужно ласкать, обнимать не менее четырех раз в день. И вот результат – учительница, дети и родители школьниц в шоке, а мой сын прослыл чуть ли не сексуальным маньяком. Что делать?
– Ваша задача – рассказать ребенку о принятых в обществе нормах общения. В частности, о том, что приближаться к другим людям ближе чем на 30-50 сантиметров не следует, не считая ситуаций в играх, в спорте и т.п. Телесный контакт уместен с близкими людьми, в семье, но не в общественных местах и не в школе. Порекомендуйте сыну придерживаться указанных норм, и его отношения со сверстниками со временем нормализуются.
– Моя дочь все рассказывает учителю – что происходит дома, о чем разговаривают родители, в общем – обо всем. В детском саду воспитательница поощряла такое поведение, так как была очень любопытной. Не хотелось бы, чтобы и в школе это продолжалось. Что делать, как прекратить “утечку информации”?
– Поговорите со своим ребенком, что есть информация личная, семейная и не обязательно ее распространять за пределами дома. Возможно, вы сами мало общаетесь с дочерью, и она нуждается в доверительных разговорах. С возрастом дети становятся более сдержанными и понимают, что можно говорить, а что является чисто семейным делом.
– Ребенок уже давно сам умеет читать, но постоянно просит “почитать сказку”. Не отстает ли он умственно?
– Совместное семейное чтение с последующим обсуждением в любом возрасте сближает детей и родителей, способствует взаимопониманию. Чем больше дети с родителями проводят времени в совместной деятельности, тем лучше и крепче отношения.
– Сколько секций и кружков можно посещать первокласснику, чтобы не перенапрячься?
– Не более двух, и желательно наличие занятий с физически активной нагрузкой (спортивная секция, танцы), так как в последнее время дети все больше времени проводят за компьютером, просмотром телевизора. Но посещение дополнительных занятий должно быть по желанию, а не против воли ребенка, это должно приносить ему удовольствие, удовлетворение.
– Какие еще общие советы родителям первоклашек можете дать?
– Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Помогите ребенку установить отношения со сверстниками. Хвалите его за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите вашему ребенку стать интересным для других. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой – простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не оставляйте без внимания трудности, возникающие у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка (“Молодец!”, “Ты так хорошо справился!”) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.