Откроются ли тайны исчезнувшего села?

70 лет назад – 7 октября 1939 года – на основании постановления Совета народных комиссаров ТАССР был создан Научно-исследовательский институт татарского языка и литературы (ныне Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан).

information_items_1347368565
70 лет назад – 7 октября 1939 года – на основании постановления Совета народных комиссаров ТАССР был создан Научно-исследовательский институт татарского языка и литературы (ныне Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан).

Потертые, а то и вовсе рассыпающиеся книги, большей частью исполненные арабской вязью, лежат аккуратно упакованными в связки – с ними предстоит еще долго разбираться. На диктофонах – голоса жителей Актанышского района: звучат старинные песни, сказки, баиты. Все это материалы летней экспедиции Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова.

Во многих деревнях о гостях знали заранее: местные средства массовой информации оказались проворнее экспедиционных машин. Некоторые жители сразу несли старые книги, полотенца.

Шел предпоследний день экспедиции, больше уже думалось о скором отъезде, когда местные жители поведали о старом заброшенном кладбище. Даже беглый осмотр позволил определить: участникам экспедиции открылся далеко не рядовой объект.

Комментарий старшего научного сотрудника института кандидата исторических наук Рашида Максумовича Кадырова:

– Для обнаруженных могильных плит характерно обилие текста и информации о погребенных. Священные аяты Корана либо хадисы в верхней части памятника практически те же, что в текстах периода Казанского ханства XIV-XV веков. Далее обычно следует стандартная фраза “переселил(ась)ся из мира бренного в мир вечный” и приводится имя, а иногда и прозвище погребенного. Большинство камней содержит также стихотворные или прозаические строки – обычно назидательного характера и пожелания того, чтобы те, кто прочитает эпитафию, помолились за усопшего. Орнаменты памятников содержат и примеры местного стиля, и образцы продолжения традиций булгарских надгробий XIII-XIV веков.

Не существующее уже ныне село Мастеево (в оригинальном произношении – Мэчти) было основано в середине ХVIII столетия в бассейне реки Сюнь, а исчезло с лица земли в 1970-х годах. Деревья и кустарники на этом кладбище начали буйно разрастаться намного раньше – сразу после революционных событий и Гражданской войны, когда большинство хозяев здешних имений навсегда покидали родные места. Около тридцати обнаруженных ныне надгробий находятся сейчас в непролазной чаще.

Это место можно смело именовать Мастеевским некрополем. Очевидно, что значительная часть могильных плит находилась ранее внутри отдельных тюрбэ, то есть склепов или своего рода мавзолеев. Но время, а возможно, и искатели кладов сделали свое дело: большинство соружений разрушилось.

Уже сами тюрбэ говорят о положении и богатстве погребенных. А их количество наводит на мысль о каком-то особом статусе этого населенного пункта. Окончательные выводы делать рано, но для сравнения: на кладбище одного из самых богатых в свое время сел Заказанья – Нижняя Бараска – обнаружена только одна тюрбэ.

Вы спросите: какое же здесь открытие, если про кладбище знали сторожилы? Знали. Только камни молчали до нынешнего лета. И деревьями скрыты, и в землю некоторые ушли. А главное – не прочитать, что на них выбито.

– Простое владение арабской грамотой здесь не поможет, – поясняет Рашид Максумович. – Резьба по камню – особый вид, а точнее, виды каллиграфии на основе арабской графики: “почерк” разных мастеров отличался принципиально. И вот спустя полтора-два столетия я читаю на нескольких могильных плитах имена родных Габдуссаляма сына Габдрахима – с 1825 года муфтия оренбургского Духовного собрания. Например, здесь в 1842 году похоронена одна из его дочерей – Биби Сарвиджихан. Г.Габдрахимов пользовался большим уважением мусульман России, а выдающийся поэт ХIХ века Мухаммедгали Чокрый аль-Булгари посвятил ему немало хвалебных строк.

Известно, что некоторые из детей другого муфтия – Мухаммедьяра Султанова – родились в Мастеево. Логично предположить, что и сам муфтий провел здесь какую-то часть своей жизни. Есть на камнях некрополя имена и других представителей этого старинного дворянского рода.

Почему здесь? Что значило для столь знатных людей это село много лет назад? Может быть, оно служило летней резиденцией муфтиев? Разумеется, пока это лишь гипотеза.

Еще для одного известного рода мурз (дворян) – Батыршиных это село было постоянным местом жительства. Основатель рода Алюк в начале ХIХ века, дослужившись до чина штабс-капитана, осел в Мастеево. Среди каменных плит экспедиция отметила одну, поставленную на месте захоронения супруги его младшего сына.

Итак, обнаружен уникальный по своим характеристикам и степени информативности комплекс надгробных памятников ХIХ века – клад источников для исследований по генеалогии, истории эпиграфики и каллиграфии татарского народа. Безусловно, он требует дальнейшего, более тщательного исследования. Всего же экспедицией в тридцати населенных пунктах Актанышского района зафиксировано более шестидесяти старинных надгробий.

Некоторые участники экспедиции хотели бы в ближайшие дни вернуться сюда. “Опадут листья, ляжет трава – можно будет обнаружить и больше”, – надеются они.


Рустем КАМАЛОВ.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще