От целевиков ждут “попадания в цель”

Около полутора тысяч бюджетных мест выделили нынче казанские вузы на обучение специалистов по целевой контрактной подготовке (ЦКП).

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Около полутора тысяч бюджетных мест выделили нынче казанские вузы на обучение специалистов по целевой контрактной подготовке (ЦКП). Но, как рассказал нам заместитель министра образования РТ Андрей Поминов, только половина из них оказались заполнены. Остальные места распределились между абитуриентами, поступающими на общих основаниях.

Но несмотря на это, среди абитуриентов и их родителей нынче было широко распространено мнение, что целевой прием – это еще одна лазейка, которую отдельные предприимчивые граждане научились использовать, чтобы “пристроить” в нужный вуз свое не слишком грамотное чадо, ведь целевики (студенты, которые по окончании вуза должны какое-то время отработать в том месте, откуда на них поступила заявка), как и льготники, поступают по отдельному конкурсу. Нельзя сказать, что оснований для таких разговоров совсем уж нет – если внимательно посмотреть списки зачисленных абитуриентов, то станет понятно, что результаты ЕГЭ у целевиков частенько сильно недотягивают до проходного балла в общем конкурсе. Хотя, когда в 2004 году запускалась целевая контрактная программа подготовки, предполагалось, что отбирать в нее будут лучших выпускников…

– Дело в том, что заявки по ЦКП формируются до того, как начинается сдача ЕГЭ, – поясняет Андрей Поминов. – Так что результатов экзаменов мы знать еще не можем.

Поясним: республиканское Минобрнауки само списки целевиков вообще не формирует, оно является координатором программы – собирает заявки на подготовку специалистов разного профиля от министерств и ведомств, отправляет их вузам, а затем сообщает, на сколько мест реально может претендовать то или иное министерство. Так что формирование непосредственно списков претендентов на целевые места – дело внутриведомственное.

– Но то, что через эту программу проходит большое количество так называемых “блатников” – это миф, – убежден Андрей Поминов. – Да, по ЦКП набирают и экономистов, и юристов, и врачей. Но в общей структуре заявок нынешнего года явно преобладали инженерно-технические специальности. Много было заявок на подготовку ветеринаров и строителей.

Между тем в некоторых вузах не слишком довольны тем, что в целевики идут не самые подготовленные абитуриенты. Ректор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Радиф Замалетдинов в беседе с корреспондентом “РТ” даже высказал предложение: разумнее заключать договоры на целевую подготовку со студентами второго-третьего курсов, когда уже видно, что они из себя представ-ляют. Идея неплохая, полагает Андрей Поминов, но тогда нужно как следует продумать, какие преференции (зарплата, жилье) государство может предложить способному студенту, в противном случае человек, собственными силами поступивший в престижный вуз, вряд ли захочет связывать себя дополнительными обязательствами по контракту.

– И вообще, что касается того, что целевиками часто становятся абитуриенты с невысокими баллами, то тут надо дождаться, когда пойдут первые выпускники, набранные по программе целевой подготовки, – считает замминистра образования и науки. – А это случится в будущем году. Если программа покажет свою эффективность, то есть значительная часть целевиков действительно поедет работать туда, куда планировалось, то, может, и не столь важно, какие баллы у них были на старте. Потому что абитуриент, поступивший с высокими баллами, возможно, на подобное место работы после вуза и не согласится.

А пока не пришло время говорить об эффективности программы в целом, в министерстве анализируют ситуацию с нынешним недобором – на какие специальности и по каким причинам не удалось принять нужное количество востребованных специалистов. Не исключено, что результаты этого анализа также окажут свое влияние на дальнейшую судьбу программы целевой контрактной подготовки.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще