Не имеет аналогов

Приближается день, когда станут известны обладатели Государственной премии РТ текущего года в области науки и техники.

Казанские ученые разработалиновый комплекс технологий по развитию татарского языка

Приближается день, когда станут известны обладатели Государственной премии РТ текущего года в области науки и техники. Уверен, что одним из проектов, заслуживающих столь высокой оценки, является цикл научных исследований на тему “Научное, учебно-методическое и информационно-программное обеспечение реализации татарского языка как государственного в системе образования Республики Татарстан”, выдвинутый учеными советами двух авторитетных вузов – Казанского государственного и Казанского государственного архитектурно-строительного университетов.

Вопросы национального образования в современных условиях глобализации, смены образовательных парадигм и необходимости перманентного совершенствования и повышения уровня знаний вплоть до смены базовых, концептуальных основ предмета являются одними из самых приоритетных практически во всем мире. Это особенно актуально для национальных республик Российской Федерации, причем особенно важным представляется не только обучение национальным языкам, но и преподавание предметов на национальном языке, а также создание возможностей использования инфо-коммуникационных технологий в среде национального языка.

На суд общественности и Комиссии по Государственным премиям представлен труд исполнителей, хорошо известных в нашей республике и даже за ее пределами своими научными достижениями и общественно полезными деяниями. Н.К.Туктамышов (руководитель работы, профессор), Р.Б.Салимов (профессор), Р.А.Шакирзянов (профессор), А.З.Камалов (профессор), Д.Ш.Сулейманов (академик АН РТ, профессор), Р.Г.Бухараев (профессор), Ф.И.Салимов (доцент КГУ), Р.А.Гильмуллин (научный сотрудник) представили результаты многолетней деятельности по созданию и реализации научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих эффективное функционирование высшего образования на татарском языке, и информационно-компьютерных средств, используемых на всем пространстве системы образования, включая национальное.

В цикле исследований, проведенных авторами, разработаны социально-педагогические основы перехода к двуязычному обучению в высшей школе: выявлены социальные, психолого-педагогические, экстралингвистические условия реализации татарского языка; раскрыты механизмы включения татарского языка в систему высшего образования.

Результаты труда исполнителей нашли отражение в многочисленных монографиях, учебных пособиях, статьях, словарях авторов, являющихся признанными высококвалифицированными специалистами в рассматриваемой области. По уровню исследования условий и механизмов реализации татарского языка в образовании, программной реализации, оригинальности методов и форм проведения занятий, созданных учебников, словарей, а также социально-педагогическому анализу результатов внедрения разработанного комплекса настоящая работа не имеет аналогов в аспекте поддержки национального образования.

Впервые в рамках высшего учебного заведения в течение многих лет системно и непрерывно осуществлялось эффективное обучение на основе принципа билингвизма с использованием оригинальных учебников и информационно-программных средств, разработанных соискателями, что является также косвенным доказательством достоверности полученных результатов.

Целью исследований и разработок авторов явилось концептуально-методологическое обоснование функционирования татарского языка в системе образования Республики Татарстан, создание учебно-методических и программных продуктов преподавания профессиональных знаний на татарском языке и обучение татарскому языку в соответствующей информационно-коммуникационной среды.

Несомненной заслугой данного коллектива авторов следует считать также внедрение в республике идеи, состоящей в организации татарских групп в вузах Татарстана с преподаванием предметов на билингвальной основе. Особенно важно, что обучение на билингвальной основе предполагает его многофункциональную направленность, а также культуросообразный характер, и технология, предлагаемая авторами, успешно может реализовываться в других регионах России и во всем постсоветском пространстве.

Ценно то, что это не просто красивое описание, виртуальная учебно-методическая модель, а всесторонне и последовательно выстроенная технология организации и методология обучения предметов строительного профиля и математического цикла на татарском языке. Эффективность разработанных учебных материалов, учебно-методических комплексов, достоверность и результативность методов и принципов преподавания предметов с опорой на билингвизм нашли понимание и признание коллег, самих студентов, а также всегда вызывают живой интерес на семинарах и научных конференциях.

Авторами разработаны учебно-методические комплексы для технических вузов на татарском языке по математике, теоретической механике, строительной механике.

Эта работа интересна и уникальна еще и тем, что она представляет собой социально-образовательный продукт, созданный совместными усилиями математиков, специалистов по информатике и педагогами для применения в гуманитарной области, для поддержки функционирования и развития татарского языка. Такие коллективы, объединяющие в рамках некой глобальной задачи специалистов разных предметных направлений и даже из разных организаций, принято называть полипрофессиональными проектными группами.

Вопросы, связанные с созданием комплекса мер по поддержке функционирования татарского языка в информационных технологиях, включая ИКТ в системе образования, направлены на обеспечение паритетного функционирования татарского языка как государственного в Республике Татарстан и решаются в рамках совместной научно-исследовательской лаборатории АНТ и КГУ, и бессменным руководителем этого направления и активным исполнителем до последних своих дней являлся профессор Р.Г.Бухараев, совсем недавно ушедший из жизни. Он один из пионеров отечественной кибернетической науки, теории вероятностных автоматов, искусственного интеллекта, компьютерной лингвистики. И мы знаем, что именно под его началом разработаны экранные и клавиатурные драйверы, драйверы печати и шрифтовое обеспечение для татарского языка на кириллической основе и разработаны соответствующие стандарты, которые используются повсеместно, в том числе и на нашем факультете журналистики и социологии КГУ. Сегодня невозможно представить редакции газет и журналов, учебные классы без компьютеров. Практически все они начинены программными средствами, позволяющими компьютеризировать систему образования, делопроизводство, издание газет и журналов, проверять корректность татарских текстов. В их разработку и реализацию личный существенный вклад внесли соискатели.

Заслуга авторов еще и в том, что они начали восстанавливать важное, отсутствовавшее доселе звено – высшую школу на татарском языке. В цикле исследований, проведенных авторами, разработаны социально-педагогические основы перехода к двуязычному обучению в высшей школе – выявлены социальные, психолого-педагогические, экстралингвистические условия реализации татарского языка, раскрыты механизмы включения татарского языка в систему высшего образования. Авторами разработаны концепции реализации высшего образования на татарском языке, использования информационно-компьютерных технологий и средств в образовательной сети и в структурах госуправления, сфере бизнеса и т.д.

Научную и практическую ценность представляют терминологические словари, разработанные на основе тесного сотрудничества с языковедами.

Эффективность обучения на татарском языке обеспечивается исключением привилегий по национальному признаку, включением в учебный процесс с достаточной полнотой федерального и вариативного компонентов содержания образования, использованием современных педагогических и информационно-программных технологий и подтверждается результатами учебного процесса, качеством знаний обучающихся.

По уровню научных разработок (исследованию условий и механизмов реализации татарского языка в образовании, программной реализации, методов и форм проведения занятий, созданных учебников, словарей, социально-педагогическому анализу) настоящая работа не имеет аналогов в стране и за рубежом.

Особую оригинальность работе придают впервые созданные для высших учебных заведений учебники и информационно-программные материалы на татарском языке, а многолетнее использование их в системе образования РТ обеспечивает достоверность полученных результатов.

Проделана большая работа, без сомнения, достойная высокой республиканской награды. Создан базис, комплекс научно-практических средств, продвигающий татарский язык как инструмент приобретения знаний до высших учебных заведений, апробированный и доказавший свою жизненность и эффективность в течение последних десяти-пятнадцати лет.

Васил ГАРИФУЛЛИН,

профессор Казанского

госуниверситета

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще