“Я б в рабочие пошел, пусть меня научат”. Сегодня перефразированные слова из этого известного детского стихотворения звучат очень актуально. И хотя нынче бывшие профессионально-технические училища (ПТУ) все чаще называют модными словами “лицей” и “колледж”, их суть не меняется. Они и ориентированы на важнейшую задачу – готовить специалистов для промышленных производств, сельского хозяйства, бытового обслуживания, да практически для всех сфер народного хозяйства.
Другое дело, что теперешний рынок труда ставит определенные условия: востребованными на нем будут многопрофильные специалисты. Кроме того, им понадобится умение работать в команде. Это особенно важно, если молодой человек придет на крупное предприятие. А вот продолжать образование дальше или нет, это уже личное дело выпускника училища. В принципе, имея востребованную рабочую специальность, можно хорошо зарабатывать на жизнь и крепко встать на ноги. Но насколько готовы внедрять инновационное обучение сами лицеи, колледжи и училища?
Данный вопрос стал ключевым для участников выездного заседания коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты, где обсуждались итоги реализации приоритетного национального проекта “Образование” и перспективы развития сети учреждений профессионального образования. Коллегия прошла в райцентре Алексеевское.
А день этот начался с того, что министр Айрат Шафигуллин и другие участники выездного заседания коллегии побывали на очень трогательном мероприятии. 63 первоклассника из Алексеевского района получили из рук министра и главы района Владимира Козонкова ранцы со школьными принадлежностями, спортивную форму и обувь. Эти подарки будущим школьникам были вручены в рамках республиканской благотворительной акции “Помоги собраться в школу”.
– Я и сам волнуюсь накануне первого сентября, потому что мой младший сын тоже впервые идет в школу. Желаю вам хорошо учиться, а после занятий интересно отдыхать, заниматься спортом, – обратился к виновникам торжества Айрат Шафигуллин.
– У нас в районе в первый класс пойдут 285 детей, все они окружены вниманием, – отметил, в свою очередь Владимир Козонков. По его словам, активное участие в акции принимают все алексеевцы.
До начала заседания члены коллегии побывали в Алексеевском аграрном колледже, имеющем, к слову, статус автономного учреждения. Здесь готовят специалистов для сельского хозяйства и других отраслей экономики. В 2007-м и 2009 годах коллектив колледжа выиграл гранты Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта “Образование”, в 2008 году колледж внесен в федеральный реестр “Всероссийская Книга почета”. С основным докладом на коллегии выступила заместитель министра Клара Тазетдинова. Она, в частности, сообщила, что с 2007 года в рамках национального проекта “Образование” в республике ведется работа по созданию эффективной, модернизированной сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом государство финансово поддерживает учебные заведения, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств.
– Сегодня в республике разрабатывается комплексная программа развития системы образования на 2010-2015 годы, одобренная Президентом Минтимером Шаймиевым. Учебные заведения – победители национального проекта “Образование” – должны стать фундаментом, на котором и можно будет выстраивать цепочку: образование – производство – наука, – в свою очередь, подчеркнул Айрат Шафигуллин. – Почему ставка делается именно на такие учреждения? Они умеют работать в самостоятельном режиме, рационально расходуют финансовые, материальные, интеллектуальные ресурсы, что крайне важно, особенно в условиях финансового кризиса.
Свое видение ситуации высказали, в частности, заместитель министра образования и науки Андрей Поминов и руководители учреждений профессионального образования республики.
– Материально-техническую базу училищ мы улучшаем, но сегодня важнее другое – поменять сознание руководителей и преподавателей учреждений профессионального образования, – отметила, в частности, директор Корпоративного университета ОАО “КамАЗ” Светлана Михеева. По ее словам, даже способы преподавания сегодня становятся другими: например, сейчас по современным меркам рекомендуется проводить занятия с учениками за “круглыми столами”, так лучше вырабатывается чувство коллективизма.
– Мы намеренно не обсуждали сегодня такие проблемы, как набор в училища, другие организационные или технические моменты. Мы о них знаем. Речь о том, что как раз внедрение инновационных методов в деятельность учреждений профессионального образования поможет эти проблемы решить. Другое дело, что, к примеру, в связи с подготовкой к Универсиаде в республике изменяется и структура спроса экономики на квалифицированные кадры. Поэтому подход к насыщению рынка труда будет основываться прежде всего на подготовке конкурентоспособных специалистов, – подчеркнул, подводя итоги состоявшегося разговора, Айрат Шафигуллин.