Денежные штрафы грозят с будущего года тем, кто попытается нарушить правила сдачи единого госэкзамена. Об этом во вторник на брифинге в Кабинете Министров рассказал министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов.
Как пояснил министр, 3 июня был принят федеральный закон, вносящий изменения в российский административный кодекс – в той его части, что касается нарушения законодательства в сфере образования. С будущего года ученику, “застуканному” во время единого госэкзамена с мобильным телефоном или шпаргалкой, грозит штраф от трех до пяти тысяч рублей. Должностные лица (организаторы, допустившие нарушения), рискуют поплатиться суммой гораздо большей – от 20 до 40 тысяч рублей. А юридическим лицам (если, например, школа, как выразился министр, “решит организовать ЕГЭ по-своему”) грозит и вовсе солидное наказание – штраф до 200 тысяч рублей.
Возможно, денежные взыскания, полагает Альберт Гильмутдинов, станут серьезным препятствием на пути фальсификаторов результатов ЕГЭ. Пока же эти результаты далеко не всегда вызывают доверие. В том числе у чиновников Рособрнадзора. Недавно они провели проверку 370 стобалльных работ (всего в России на 100 баллов было написано 2336 работ по разным предметам). Около четверти перепроверенных тестов, по словам руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой, не соответствовали поставленной за них максимальной оценке.
Правда, в Татарстан, по словам Альберта Гильмутдинова, рекламаций от Рособрнадзора пока не поступало (напомним, в республике нынче максимальный балл набрали 45 выпускников, причем один из них – во время второй волны ЕГЭ). Министр вообще уверен, что результаты ЕГЭ в нашей республике – одни из самых объективных по стране.
– И мы будем продолжать строгую линию честности и объективности при сдаче единого госэкзамена, хотя это, может, и ухудшает наши результаты, – заявил Альберт Гильмутдинов.
Действительно, средние баллы по ЕГЭ в Татарстане в итоге оказались несколько ниже российских – примерно на 1-2 процента. Это, конечно, не смертельно, но все же… Скажем, нынче в Казани наблюдается бум абитуриентов из соседних регионов с очень высокими баллами по ЕГЭ. В одном из этих регионов 100 баллов по математике получило вчетверо больше выпускников, чем в Татарстане. При том, что сдавало там единый госэкзамен по математике в три раза меньше народу, чем у нас. Выходит, местные абитуриенты с их объективными результатами оказались в проигрыше… Можно ли с этим как-то бороться?
Тут, полагает министр, помимо денежных штрафов могут помочь еще и дополнительные проверки, организуемые самими вузами. Правда, провести такую проверку на этапе поступления высшие учебные заведения не имеют права. Зато они могут в начале учебного года, прямо в первых числах сентября, провести массовые контрольные работы по стандартам ЕГЭ. И обнародовать затем сравнительные данные двух тестов – школьного и вузовского. Если результаты будут отличаться в разы – есть повод задуматься о том, насколько честно такой студент заработал свои высокие баллы.
Правда, Альберт Гильмутдинов ничего не сказал о том, послужит ли такая проверка поводом для отчисления “нечестных” студентов. Он только выразил надежду: если люди будут знать, что их знания окажутся под пристальным контролем, это заставит их чувствовать себя некомфортно. Но дискомфорт фальсификаторов вряд ли послужит серьезным утешением тем, кто, сдавая ЕГЭ честно, остался за бортом вуза. Поэтому глава Мин-обрнауки РТ еще раз подчеркнул: добиться прозрачности и объективности при проведении единого госэкзамена – одна из важнейших задач для российского образования. Ведь от этого зависят судьбы молодых людей.
– Я обязательно буду поднимать этот вопрос в Москве – и в Министерстве образования и науки, и в Рособрнадзоре, – пообещал министр. – Если мы не сможем обеспечить объективность ЕГЭ, тогда не стоило и затевать весь этот эксперимент.