Кадры снова решают все

Не устранив дисбаланс между высшим и средним профессиональным образованием, между техническими и гуманитарными вузами, невозможно строить оптимистические прогнозы развития экономики республики после окончания кризиса.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Не устранив дисбаланс между высшим и средним профессиональным образованием, между техническими и гуманитарными вузами, невозможно строить оптимистические прогнозы развития экономики республики после окончания кризиса. Созданный на КамАЗе совместный с КГТУ имени А.Н.Туполева Научно-образовательный центр – один из положительных примеров решения проблемы подготовки инженерных кадров, отвечающих требованиям современного производства. Такой вывод сделали участники выездного заседания попечительского совета Казанского государственного технического университета и городской администрации Набережных Челнов.

С ходу оптимизировать структуру образовательных учреждений вряд ли возможно. В автограде, например, из 20 вузов только два обучают студентов инженерным специальностям. Зато юридическим наукам – сразу семь, а менеджеров “штампуют” и того больше – 12 учебных заведений! За последние два-три года ситуация в городе, по мнению мэра Ильдара Халикова, даже ухудшилась. Это наносит вред не только экономике, но и самим молодым людям, чьи знания оказываются невостребованными. Разве это нормально, когда гуманитарий с высшим образованием почитает за счастье устроиться на работу стрелком военизированной охраны предприятия?

Чтобы родители не выбрасывали на ветер деньги, потраченные на обучение своих детей “модным” профессиям, не коверкались их судьбы, а реальному сектору экономики было где черпать кадры для новых производств, образовательные учреждения и бизнес должны сделать шаг, а то и не один, навстречу друг другу. Как, например, Камский автозавод и КГТУ им.Туполева. Партнерские отношения связывают их много лет, но с открытием совместного Научно-образовательного центра они поднимаются на более высокую орбиту.

На первый взгляд центр ничего особенного собой не представляет. Две лаборатории на 23 рабочих места, укомплектованные пусть и современной, но достаточно распространенной нынче компьютерной техникой, за исключением разве что двух рабочих графических станций и высокопроизводительного вычислительного кластера, равного по мощности 16 двухъядерным процессорам. Приобретено это оборудование, кстати, на грант, выделенный Министерством образования РТ. Без поддержки государства в таком важном деле, как внедрение при подготовке кадров инновационных технологий, увы, не обойтись.

Что дают две эти лаборатории? Главный конструктор по САПР научно-технического центра КамАЗа Фарид Ильясов поясняет:

– Лишних автоматизированных рабочих мест в конструкторских бюро НТЦ, конечно, нет. И прежде проходивших у нас практику студентов мы даже не знали куда посадить, чтобы они не просто наблюдали, как моделируются рабочие процессы в автомобилях и двигателе, но сами в том поучаствовали. Теперь у нас появилась и возможность взяться за решение сложных расчетных задач, до которых прежде не доходили руки. Ими занимаются преподаватели и студенты-старшекурсники КГТУ: оптимизируют блок цилиндров, рамы, другие базовые узлы и агрегаты автомобиля по весу, на прочность, термостойкость. Без этого не достичь дальнейшего удешевления комплектующих и машины в целом.

Такая вот взаимосвязь в основе конструкции Научно-образовательного центра. С одной стороны, образование необходимо для научных исследований, с другой – вне науки не поднять качество образования.

Совместно созданным с университетом лабораториям НТЦ автозавода предоставил свое программное обеспечение, систему управления инженерными данными: будущие выпускники вузов (филиала КГТУ в Набережных Челнах и ИНЭКА), специалисты предприятия должны находиться в едином информационном поле. Молодая смена, поступив на завод, должна с ходу включиться в работу. Все-таки подготовка по заказу автогиганта высококвалифицированных инженеров из числа талантливых студентов – приоритет для центра. Здесь также будут проходить переподготовку и “старослужащие”, составляющие сегодня костяк инженерных служб компании.

– Та работа, которую мы успели начать до кризиса, – резюмировал, выступая на заседании попечительского совета, генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, – после его окончания определит систему подготовки кадров в корпорации.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще