Российская система образования переживает период, без преувеличения, глобальной модернизации, и Татарстан здесь не исключение. Не за горами масштабная и конкретная работа, которая, уже сейчас ясно, будет очень непростой.
Разговор о современных проблемах образования состоялся во вторник в Казанском Кремле на первом заседании Комиссии по разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы. Провел заседание председатель комиссии Президент Минтимер Шаймиев.
Обсуждались скорее пока только наметки будущей программы, которая получит статус президентской. К слову, учитывая масштаб предстоящей “большой перемены”, участники в ходе заседания с одобрения Минтимера Шаймиева приняли решение переквалифицировать программу в стратегию и даже нашли для нее подходящее название: “Килечек” – “Будущее”.
Тем не менее даже в первом приближении некоторые выкладки, представленные в докладе министра образования и науки Альберта Гильмутдинова, порой вызывали неоднозначную реакцию присутствующих. Что опять-таки закономерно – на комиссию были приглашены чиновники и представители сферы образования самого высокого ранга, включая гостей из Москвы – заместителя министра образования и науки РФ Исаака Калину и ректора Московского института открытого образования, академика Российской академии образования Алексея Семенова. В заседании приняли также участие Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, руководитель Аппарата Президента Юрий Камалтынов, первый заместитель Премьер-министра Равиль Муратов, республиканские министры, депутаты Госсовета, руководители муниципальных образований Татарстана. То есть по большому счету – люди, напрямую задействованные в разработке и последующей реализации будущей стратегии.
Живой, дискуссионный характер разговору с самого начала задал Президент.
– Знаете, о чем я думал, пока шел сюда? – озадачил глава республики участников заседания. – А думал я о том, куда же мы с вами сейчас пойдем, какой шаг сделаем. Потому что, когда говорится о президентской программе, на первое место ставится вопрос: как и насколько успешно она будет реализовываться? Нам вроде бы все под силу – положительный опыт реализации таких программ есть, если вспомнить программу сплошной газификации республики или, к примеру, ликвидации ветхого жилья, не имеющей аналогов в России. Сейчас реализуем программу социальной ипотеки, создаем комплекс высокотехнологичной медицины. И по итогам работы промышленного комплекса в рамках программы, обозначенной Президентом и Правительством России, республика тоже не отстает. Но совершенно искренне говорю: дело, за которое беремся, требует раздумий, и первое заседание нашей комиссии – не дань моде.
Минтимер Шаймиев уточнил, что программа будет затратной. И объяснил, почему, с его точки зрения, эти затраты необходимы. Отечественная система образования должна играть ведущую роль в развитии государства, соответствовать современному экономическому укладу. Кстати, с этой функцией, а также с подготовкой молодежи к самостоятельной жизни в советское время система образования справлялась успешно.
“В целом-то мы, сегодняшние, неплохие получились”, – пошутил Минтимер Шаймиев.
В том, что к прежним временам возврата не будет, сомнений нет. Как считает глава республики, нынешнее молодое поколение – это совершенно иные, свободные, новые люди, а значит, и в части их образования нужен иной подход. С учетом того огромного опыта классического, фундаментального образования, который накоплен в республике, такая возможность есть.
– Время это настало. И кризис пройдет, и деньги появятся. Об этом можно говорить, потому что у нас много конкурентоспособных производств, и после кризиса мы возьмем неплохой старт, – выразил убеждение Президент. По словам главы республики, пока что в сфере образования вопросов больше, чем ответов, но ситуацию пора исправлять. Минтимер Шаймиев привел пример: образно говоря, “колыбель” педагогических кадров – гуманитарный педагогический университет трудится днем и ночью, готовя учителей. В школах же закрепляется меньше чем третья часть выпускников этого вуза. С таким положением дел мириться нельзя.
– У меня нет сомнений, – повторил Президент, – что реформа образования – дело действительно очень сложное. Как считает Минтимер Шаймиев, вопросы образовательной инфраструктуры базовыми здесь не являются. В республике они фактически решены – строятся новые школы, идет вторая “волна” компьютеризации, решен вопрос доставки детей в сельские школы, дает свои результаты оптимизация.
Разрабатываются и новые образовательные стандарты, их также предстоит адаптировать к республике с учетом национальных особенностей. Основные вопросы: как учить детей, чему, кого сегодня можно назвать школьным Учителем именно так, с большой буквы?
Есть и другие проблемы, на которые обратил внимание Президент. Например, удастся ли найти стимулы для закрепления учителя в школе (хотя сейчас с устройством жития-бытия педагога в любой точке республики проблем нет).
Или такая проблема. Допустим, сумеем подготовить учеников по определенным стандартам (с этой задачей более-менее успешно справляются создаваемые базовые школы).
– Но где гарантия, что эти труды не окажутся напрасными, если, в свою очередь, вузы не смогут обеспечить такую же непрерывность образования? – спросил Минтимер Шаймиев.
Впрочем, глава республики уточнил: в Татарстане огромная база образовательных учреждений высшего, среднего специального и профессионального звена, так что детям есть где учиться.
Главное, по словам Президента, чтобы изначальный “продукт”, а в данном случае имеется в виду “продукт”, который производит общеобразовательная школа, был качественным. Поэтому и ставка сегодня делается в основном на преобразования именно на этом уровне пирамиды знаний.
– Что касается программы, она должна быть концептуальной, проработанной по шагам. Вот такие размышления по этому поводу, – заключил свое выступление Минтимер Шаймиев.
Занявший трибуну Альберт Гильмутдинов подчеркнул, что в основе его доклада лежат лучшие наработки мирового опыта в сфере образования.
Лично меня, журналиста, в буквальном смысле слова выступление потрясло изобилием цифр, слайдов, а также цитат, в том числе взятых из высказываний… американского президента Барака Обамы. Основная часть доклада касалась перемен в средней школе.
Главным итогом реформы, как считает министр, и с ним трудно не согласиться, будет ситуация, когда в классы придут преподавать высококвалифицированные молодые кадры, например, кандидаты наук. (Подготовка учителей должна быть упреждающей, отметил Минтимер Шаймиев.)
Важным условием для закрепления молодежи в школе должны стать хорошая зарплата и возможность научного и административного роста. Подробности этого процесса изложены в программе “Наш новый учитель”, которую республиканское Министерство образования и науки предложило в дополнение к программе “Наша новая школа”, инициированной Президентом России Дмитрием Медведевым.
Министр также коротко доложил о результатах ЕГЭ в республике. К сожалению, похвастаться лидерством перед соседними регионами Татарстан сегодня не может, и это тоже одна из причин, почему требуется реформа.
Интересными показались две образовательные новации, которые касаются действующего учительского корпуса. Чтобы повысить самоотдачу педагога, предлагается, во-первых, ввести “фронтальное интернет-тестирование”. По словам Альберта Гильмутдинова, оно позволит на протяжении нескольких лет отслеживать успехи учеников и наглядно видеть, как развивается ребенок, а заодно – как профессионально растут его учителя. Кроме того, в специальной анонимной анкете сам ученик может выставить оценки за преподавание тому или иному учителю. В свою очередь и педагог поймет, где в его работе есть “проколы”. Как раз по поводу этой анкеты у присутствующих возникли сомнения: не дискредитируется ли тем самым авторитет учителя?
– Наверное, нельзя копировать один к одному мировой опыт. Российское образование всегда отличалось традиционно уважительным отношением ученика к учителю, – бросил, в частности, реплику Исаак Калина. Заместитель министра добавил, что федеральное Министерство образования и науки заинтересовано в программе, которую разработают в Татарстане, – не исключено, что на нее будут ориентироваться и другие российские регионы.
– Это очень важный момент – суметь приобщиться к цивилизованному сообществу, не теряя традиций. Не всем это удается. Мы ведь не только учим, но и воспитываем человека. Нам свою человечность нужно сохранить и как-то это в программе отразить тоже, – отметил и Минтимер Шаймиев.
Вопросы и предложения в адрес докладчика поступили от Фарида Мухаметшина, Юрия Камалтынова, министров Марата Бариева, Марата Сафиуллина, Айрата Шафигуллина, мэра Казани Ильсура Метшина, гостя из Москвы Алексея Семенова и других.
– Принятие стратегии развития образования Татарстана до 2015 года – резонансная вещь, она затронет интересы всего населения республики, а значит, должна быть содержательной, четко продуманной и аргументированной, расписанной по конкретным шагам, – еще раз повторил, подводя черту под разговором, Минтимер Шаймиев. Президент также предложил доработать представленные материалы и запланировать в рамках следующего заседания комиссии предварительную презентацию стратегии.